Астрономия

Во время затмения 8 апреля радиотелескоп GAVRT будет наблюдать за Солнцем в радиоволнах

Голдстоунский радиотелескоп Goldstone-Apple Valley Radio Telescope (GAVRT), огромный 34-метровый радиотелескоп, который когда-то использовался в Deep Space Network НАСА для связи с космическими аппаратами, будет направлен на Солнце во время полного солнечного затмения, которое ожидается 8 апреля 2024 года.

Благодаря расположению Луны перед Солнцем антенна сможет обнаружить радиоволны от активных солнечных областей с большей детализацией, чем это обычно возможно.

Команда "Солнечного патруля" из Центра образовательных исследований Льюиса в Калифорнии в сотрудничестве с JPL будет дистанционно управлять GAVRT. Изображения, полученные в режиме реального времени, будут прокомментированы в ходе интерактивного вебинара, открытого для публики.

Сотрудничество студентов и ученых с GAVRT

С момента своего открытия в 1997 году в пустыне Мохаве в Калифорнии GAVRT предоставляет множество возможностей для совмещения научных наблюдений с образовательной и просветительской деятельностью. Помимо "Солнечного патруля", этот радиотелескоп используется в кампаниях, посвященных изучению радиационных поясов Юпитера, мониторингу радиоизлучения черных дыр и поиску разумных внеземных форм жизни.

Ученые и студенты регулярно используют GAVRT для сканирования Солнца. По результатам наблюдений строятся карты радиоволн, излучаемых вдоль линий сильного магнитного поля во внешней атмосфере Солнца. С помощью этих данных исследователи могут измерить силу и структуру этих мощных магнитных областей.

Студенты дистанционно управляют антенной GAVRT (вверху слева) для выполнения сканирования (вверху в центре) и получения радиоизображений Солнца (вверху справа), которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Пример ежедневных карт GAVRT (внизу слева) на одной из частот, полученных 25 мая 2021 года во время пролета перигелия зонда Parker Solar Probe. Для сравнения приведены примеры радиокарты высокого разрешения интерферометра EOVSA (внизу в центре) и магнитограммы солнечных пятен (внизу справа).

Наблюдения такого рода крайне важны для понимания процессов на Солнце, связанных с поведением его интенсивного магнитного поля, таких как солнечные вспышки и выбросы корональной массы. Эти явления порождают явления космической погоды, которые могут нарушить работу спутниковой электроники, радиосвязи и сигналов GPS, орбиты космических аппаратов и энергосистем на Земле. Поэтому научное сообщество изучает их с большим вниманием.

Затмение 8 апреля: уникальная возможность

При обычном наблюдении Солнца GAVRT имеет довольно низкое разрешение и способен различать только крупные детали. Однако солнечное затмение предоставляет уникальную возможность получить более четкую и точную информацию о структуре магнитного поля в активных солнечных областях, обычно отмеченных солнечными пятнами. Марин Андерсон, исследователь из НАСА, объясняет:

"Наблюдать за Солнцем во время затмения очень полезно, поскольку, проходя перед активной областью, Луна перекрывает ее часть. Так легче понять, с какой стороны исходит радиоизлучение. По сути, это способ исследовать структуру магнитного поля в солнечной короне по одному срезу. Техника, которую мы не сможем выполнить, если не произойдет затмение".

Почему именно GAVRT?

GAVRT придерживается философии открытости по отношению к общественности. Данные и радиокарты доступны для просмотра и скачивания всем желающим. Позже в сети будут опубликованы изображения, полученные во время затмения, а также инструкции по использованию программного обеспечения для анализа данных.

Команда "Солнечного патруля" надеется, что открытый вебинар, который будет транслироваться в прямом эфире 8 апреля, вдохновит людей стать активными участниками программы GAVRT. Таким образом, они смогут научиться дистанционно управлять телескопом и принимать участие в анализе данных.

"Я думаю, что один из действительно замечательных аспектов "Солнечного патруля" GAVRT заключается в том, что он объединяет всех участников. В частности, он помогает студентам по-другому понять Солнце", — говорит Андерсон. "Наблюдения на непривычных для нас длинах волн и обучение интерпретации этих данных — отличный способ выйти за рамки того, что мы видим каждый день, глядя на нашу звезду".