Астрономия

В течение двух месяцев у Земли будет вторая луна - небольшой астероид 2024 PT5

В этом месяце Земля обзаведется второй «луной» - небольшим астероидом 2024 PT5. Объект размером около 10 метров был обнаружен 7 августа 2024 года системой последнего оповещения о земном столкновении с астероидом из Сазерленда (Южная Африка).

Новая «мини-луна», как прозвали ее ученые, выйдет на орбиту вокруг Земли 29 сентября 2024 года в 21:02 по московскому времени. Она пробудет на ней всего два месяца и вернется на гелиоцентрическую траекторию через 56,6 дня, 25 ноября в 11:33 утра.

После этого короткого сближения 2024 PT5 вернется в окрестности Земли в январе 2025 года, достигнув минимального расстояния в 0,012 астрономических единиц, и снова в 2055 году.

Временная мини Луна

2024 PT5 - это NEA (Near-Earth Asteroid), входящий в пояс астероидов Арджуны, вторичный пояс астероидов, состоящий в основном из камней, которые движутся по орбитам, очень похожим на орбиту Земли, на среднем расстоянии от Солнца около 150 миллионов километров.

Некоторые из этих объектов могут приближаться к Земле на близкое расстояние — около 4,5 млн км - и с небольшой скоростью — около 3 540 км/ч. В этих условиях геоцентрическая энергия объекта может стать отрицательной, то есть произойдет гравитационный захват Землей. Таким образом, объект становится временной «луной» нашей планеты.

Как правило, мини-лунные события бывают двух типов. Первый состоит из длительных эпизодов, длящихся годами, в течение которых астероид совершает один или несколько оборотов вокруг нашей планеты. Второй тип эпизодов состоит из коротких периодов (дни, недели или несколько месяцев), в течение которых малое тело не совершает полного оборота. Как в случае с 2024 PT5.

До сих пор были идентифицированы только два объекта с длинным захватом - 2006 RH120 и 2020 CD3. И есть три опубликованных исследования с короткими захватами: 1991 VG, 2022 NX1 и 2024 PT5. Однако ученые считают, что последних гораздо больше, они относительно часты, по несколько штук происходит каждое десятилетие. Эпизоды длинных захватов встречаются реже: Земля сталкивается с ними раз в десять-двадцать лет или около того.

В случае с 2024 PT5, как и с другими временными мини-лунами, из-за гравитационных возмущений, вызванных Солнцем, он будет выброшен с орбиты Земли и через пару месяцев вернется в пояс астероидов Арджуна.

Сможем ли мы наблюдать его?

Во время своего обращения вокруг Земли 2024 PT5 не будет виден подавляющему большинству наблюдателей. «Объект слишком мал и тускл для обычных любительских телескопов и биноклей», — говорит Карлос де ла Фуэнте Маркос, профессор Мадридского университета Комплутенсе и ведущий автор исследования 2024 PT5.

Для наблюдения этого объекта, по словам исследователей, необходим телескоп диаметром не менее 30 дюймов (около 51 см) и CCD или CMOS-детектор.

Однако 2024 PT5 находится вполне в диапазоне яркости типичных телескопов, используемых профессиональными астрономами. Более того, авторы намерены провести спектроскопические и фотометрические наблюдения 2024 PT5, чтобы лучше понять ее природу.