Астрономия

В самой горячей известной экзопланетте, даже молекулы разрываются на части.

KELT-9b - самая горячая из известных экзопланет с температурой поверхности 4300°C. Здесь так жарко, что даже молекулы водорода (в атмосфере) разрываются в клочья на его дневной стороне.

В 2017 году астрономы обнаружили уникальную экзопланету с помощью крайне малого телескопа Килодегри. Она вращается вокруг ранней звезды А-типа KELT-9, расположенной почти в 670 световых годах от Земли.

Получившая название KELT-9b, экзопланета вращается слишком близко к своей звезде, чтобы поддерживать жизнь. Она примерно в 2,8 раза массивнее и в 2 раза больше Юпитера. С температурой поверхности 4300 градусов Цельсия, KELT-9b является самой горячей планетой, найденной до сих пор.

Недавно команда астрономов обнаружила что-то очень интересное об этой экзопланете, используя космический телескоп НАСА Spitzer. Кельт-9b настолько горячий, что даже молекулы водорода (в атмосфере) разрываются в клочья на его дневной стороне. Эти молекулы водорода преобразуются, когда их отделенные атомы текут вокруг темной стороны планеты.

Хотя ночная сторона планеты невероятно жаркая, ее легкое охлаждение по сравнению с дневной стороной позволяет молекулам газа водорода реформироваться до тех пор, пока они не вернутся к дневной стороне, где они снова рассыпаются на части.

Как они это нашли?

В этом исследовании исследователи продемонстрировали возрастающую сложность технологий и исследований, необходимых для анализа таких очень удаленных экзопланет. Мы только начали всматриваться в атмосферу таких далеких миров, исследуя молекулярные распады самых ярких и горячих.

Для анализа температурных профилей KELT-9b исследователи использовали космический телескоп Spitzer, который фиксирует данные в инфракрасном свете для измерения крошечных колебаний температуры. Несколько часов наблюдений показали колебания в атмосфере по мере того, как экзопланета предстает в фазе, вращаясь вокруг своей главной звезды, KELT 9.

Различные взгляды на экзопланету позволили исследователям уловить разницу между ее темной и дневной сторонами. Планета вращается слишком близко к своей звезде, и ей требуется всего 1,5 дня, чтобы сделать один оборот вокруг своей звезды.

Она приливно-отливная, что означает, что планета представляет только одну сторону своей звезды на все времена. На одной стороне KELT-9b, день длится вечно, в то время как на дальней стороне, ночное время длится вечно.

KELT-9b обращается вокруг своей главной звезды KELT-9 | Предоставлено: NASA

Дневная температура на KELT-9b достигает 4600 Кельвинов, что жарче, чем на многих звездах с низкой массой. Экзопланета получает интенсивное излучение от звезды-хозяина и в настоящее время испытывает быстрое атмосферное испарение.

То, чего мы пока не знаем

В настоящее время команда пытается выяснить, как тепло и газы текут с одной стороны планеты на другую. Как этот поток и излучение уравновешивают друг друга?

Компьютерное моделирование показало поведение атмосферы KELT-9b при различных температурах: молекулы водорода проходят через процесс, называемый диссоциацией (молекулы разрываются) и рекомбинацией (молекулы вновь собираются).

Более того, наблюдения показали, что "горячая точка" на дневной стороне экзопланеты была смещена от ее предполагаемого местоположения. Чтобы разгадать тайну этого сдвига, ученые в ближайшие годы детально исследуют экзопланету.

Источник: Astrophysical Journal Letters | НАСА