НовостиПалеонтология

В останках динозавра обнаружены органические молекулы

Клетки 125-миллионнолетнего динозавра сохранились настолько хорошо, что в ядре одной из них сохранились органические молекулы. Пока неизвестно, удалось ли сохранить какие-либо останки ДНК. Подробности исследования опубликованы в журнале Communications Biology.

Сохранение клеточных ядер у давно вымерших видов встречается довольно редко, отчасти из-за хрупкости нуклеиновых кислот, что приводит к тому, что ядра очень быстро разрушаются после смерти. Однако в палеонтологической литературе есть несколько гистологических отчетов об ископаемых тканях с прекрасно сохранившимися ядрами. К таким примерам относятся ядра кайнозойских млекопитающих, сохранившиеся в вечной мерзлоте, мезозойские динозавры, различные кайнозойские, мезозойские и палеозойские растения и даже скопления ископаемых эмбрионоподобных клеток, датируемые более чем 600 миллионами лет.

Совсем недавно группа исследователей из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии сосредоточила внимание на сохранении клеток и ядер в хрящевом материале динозавров, используя кусок бедренного суставного хряща из образца Caudipteryx возрастом 125 миллионов лет.

Реконструкция скелета трех Caudipteryx.

Этот пернатый динозавр-теропод, близкий к овираптору, был размером с павлина. Он обитал на берегах озер в провинции Ляонин на северо-востоке Китая. В то время регион был сильно вулканическим. Мелкий пепел похоронил несколько этих животных, что позволило замечательно сохранить их окаменелости, включая некоторые отдельные клетки.

В рамках этой работы исследователи окрасили эти клетки гематоксилином, который связывается с клеточными ядрами. В одном из них этот процесс выявил не только ядро с неповрежденными биомолекулами, но и хроматиновые нити. Хроматин - это сложная структура, находящаяся в ядре клеток и состоящая из ДНК и белков.

Сохраненная ДНК?

Конечно, это не означает, что ДНК могла сохраниться, не говоря уже о том, что мы могли бы составить ее последовательность. Тем не менее исследователи считают, что шанс есть. В случае успеха эта работа предоставит возможность больше узнать о генетике динозавров. Следует напомнить, что та же команда исследователей в прошлом году уже сообщала о том, что им удалось выделить ДНК динозавра из черепа детеныша адрозавра. Тем не менее это заявление вызвало много вопросов.

Но давайте сохранять спокойствие. Возраст самой старой ДНК, секвенированной на сегодняшний день, составляет 1,2 миллиона лет. Поэтому выделение ДНК, возраст которой составляет 125 миллионов лет, было бы очень и очень удивительным. Тем не менее эта работа показывает, что часть оригинальной ядерной биохимии действительно сохранилась в хрящевом материале динозавра, что не является чем-то из ряда вон выходящим. Это также подтверждает гипотезу о том, что хрящ, который подвержен ядерному окаменению, является идеальным кандидатом для лучшего понимания сохранения древней ДНК.