АстрономияНовости

В метеоритной пыли нашли невиданные ранее кристаллы

Поверхность космического объекта, входящего в атмосферу Земли, подвергается воздействию высоких давлений и температур. Поток воздуха отрывает от метеороида мелкие капли, образуя пылевое облако. Можно ли синтезировать новые материалы в таких условиях? Эта пыль обычно рассеивается бесследно, но не всегда. Группа исследователей объявила, что им удалось выделить новые кристаллы углерода в метеоритной пыли, образовавшейся во время челябинского события.

15 февраля 2013 года астероид диаметром восемнадцать метров пронесся сквозь атмосферу Земли со скоростью более 66 000 км/ч. К счастью, метеор взорвался примерно в 23,3 км над городом Челябинск на юге России, вызвав огромную вспышку света, за которой последовал звуковой удар. В результате этого события на поверхности пострадало более 1200 человек, в основном из-за разбитого стекла.

Обычно метеоры при сгорании производят небольшое количество пыли. Эти крошечные зерна обычно рассеиваются в атмосфере или смешиваются с земной почвой, не позволяя ученым обнаружить их. Однако взрыв челябинского метеорита стал исключением.

После этого события огромный шлейф пыли висел в атмосфере более четырех дней, прежде чем окончательно обрушиться на поверхность Земли. Слои снега, выпавшие незадолго до и после события, задержали и сохранили многие из этих образцов пыли достаточно долго, чтобы исследователи смогли их извлечь. В новом исследовании ученые проанализировали некоторые из крошечных фрагментов породы.

Компьютерная модель, показывающая огромное облако пыли в атмосфере, образовавшееся в результате взрыва Челябинского метеорита в 2013 году.

Затем исследователи различили очертания нового типа кристаллов под обычным микроскопом. После анализа пыли с помощью более мощных электронных микроскопов команда выделила гораздо больше таких кристаллов, что позволило провести более детальное исследование.

В журнале The European Physical Journal Plus исследователи объясняют, что новые кристаллы продемонстрировали "уникальные морфологические особенности" в виде почти сферических оболочек и гексагональных стержней.

Дальнейший анализ с помощью рентгеновских лучей показал, что кристаллы состояли из слоев графита - формы углерода, состоящей из листов атомов, расположенных друг над другом и окружающих "кристаллическое ядро". Ядро кристалла может быть сделано из бакминстерфуллерена (молекула углерода, по форме напоминающая футбольный мяч). Это также может быть полигексациклооктадекан (C18H12), молекула, состоящая из углерода и водорода.

Исследовательская группа также подозревает, что эти кристаллы образовались в условиях высокой температуры и высокого давления, возникших при разрушении метеорита. В будущем большее количество образцов метеоритной пыли из других космических пород может рассказать нам о том, являются ли эти кристаллы обычным побочным продуктом распада метеоритов. И наоборот, они могут быть уникальными для взрыва Челябинского метеорита.