Астрономия

Ученые обнаружили на Марсе источник метана

Откуда на Красной планете метан? Вполне возможно, скоро ученые смогут точно ответить на этот вопрос. Были проведены эксперименты, подтверждающие наличие газа, но окончательного ответа на вопрос, как он образуется, исследователи пока не получили.

Наличие этого вещества на планете уже точно подтверждено, что, по мнению некоторых ученых, является доказательством теории о том, что Марс обитаем, и на нем есть жизнь. Другие же ученые говорят о том, что в условиях Марса метан вовсе не является подтверждением обитаемости планеты.
Все 15 лет споры насчет метана не утихали. Сейчас ученые спорят о том, какими являются точные показания.

Поверхность Марса внутри кратера Гейл.

На планете Земля метан создают простые формы жизни. Находящийся в газообразном состоянии метан на нашей планете рассеивается в достаточно короткие сроки — за 12 лет.
Специалисты, занимающиеся изучением Красной планеты, не раз ставили под сомнения результаты самых различных исследований.

Группа специалистов из разных стран провела сравнительный анализ полученных данных от двух разных космолетов. Данные были получены в одно и то же время - в определенный день. Этот эксперимент проводился в 2013 году и должен был помочь отыскать независимое подтверждение наличия метана на соседней планете.

Стенка кратера Гейл.

Помимо этого, эти же эксперты начали два одновременных исследования, которые должны были указать на источник, из которого получается метан. Они узнали, что метан образует покров льда, расположенный восточнее кратера Гейл. Ранее это углубление считалось высохшим водоемом, однако, исследования подтвердили, что это кратер. М. Джуранна, сотрудник Римского института астрофизики, характеризовал результаты исследований области возле кратера, как крайне неожиданное и захватывающее открытие.
И это действительно так. Ведь два различных эксперимента показали одни и те же удивительные результаты.

Под кратером Гейла европейский аппарат Mars Express, осуществивший зондирование этой области, обнаружил метан. Его соотношение в атмосфере Марса составило 15, 5 частей к 1 миллиарду. Данные были получены в июне того же, 2013 года.

Но наличие газа в этой области было обнаружено и сутками ранее — эти данные получил марсоход НАСА.
Далее ученые разделили область возле кратера на сектора. Каждый сектор представлял собой квадрат площадью 250x250 квадратных километров.

Исследователи рассчитали сценарии выбросов газа в каждом из квадратов. Другие ученые провели анализ фотографических изображений поверхности Марса, пытаясь найти признаки выделения газа, которые есть на Земле.

Данные этих исследований позволили ученым прийти к выводу, что самый вероятный источник газа — пласт находящегося во льду метана.
Таким образом, хоть на планете Земля наличие газа и говорит о присутствии живых организмов, в случае с Марсом это может быть не так.

Оглядываясь назад на дюну, по которой проехал марсоход Curiosity Mars НАСА. Изображение предоставлено NASA / JPL.

Обнаружение на Красной планете метана — важное достижение. Но оно не дает прямых подтверждений, что Марс обитаемая планета, на которой есть жизнь.
На планете отсутствует вода, но ученые доказали, что некоторые углубления в рельефе Марса являются высохшими водоемами. Это может говорить о том, что в реках и озерах когда-то обитали простейшие организмы.

Ученые продолжают исследования. Тот факт, что на планете есть высохшие водоемы и сама структура Марса подтверждает, что люди могут существовать в этих условиях — количество газа практически гарантирует, что проблем с топливом у астронавтов, прилетевших на Марс осуществлять исследовательскую миссию, не будет.

Марс