Определения

Марс

Изображение Марса на основе 102 снимков, полученных АМС «Викинг-1» 22 февраля 1980 года

Марс, четвертая планета от Солнца в нашей Солнечной системе, часто называют "красной планетой" из-за его красноватого цвета. Это планета земной группы с тонкой атмосферой, которая на протяжении веков была предметом восхищения астрономов, ученых и любителей космоса. Марс, названный в честь римского бога войны, поразил воображение человека как потенциальный объект для исследования и даже колонизации.

Характеристики Марса

Размер и масса

Марс примерно вдвое меньше Земли, его диаметр составляет около 6 779 км. Его масса составляет лишь десятую часть массы Земли. Несмотря на меньшие размеры, Марс может похвастаться впечатляющими характеристиками, включая самый большой вулкан в Солнечной системе - Олимп (лат. Olympus Mons) и самый длинный каньон — Долины Маринер.

Изображение системы каньонов долины Маринер на Марсе, составленное из снимков, полученных в рамках программы «Викинг»

Атмосфера

Марсианская атмосфера, по сравнению с земной, очень тонкая и состоит в основном из углекислого газа с небольшим количеством азота и аргона. Отсутствие мощной атмосферы существенно влияет на температуру поверхности планеты, делая ее склонной к резким колебаниям. Тонкая атмосфера также ограничивает ее способность удерживать тепло, что обусловливает холодный климат планеты.

Сила тяжести

Сила тяжести у поверхности Марса составляет 39,4 % от земной (в 2,5 раза слабее). Поскольку неизвестно, является ли такая сила тяжести достаточной, чтобы избежать длительных проблем со здоровьем, для долговременного пребывания человека на Марсе рассматриваются варианты создания искусственной силы тяжести с помощью утяжеляющих костюмов или центрифуг, обеспечивающих схожую с земной нагрузку на скелет.

Особенности поверхности

Марс характеризуется разнообразными поверхностными характеристиками. Помимо Олимпа и Долины Маринер, на планете есть обширные равнины, полярные ледяные шапки и множество ударных кратеров. Полярные ледяные шапки состоят из воды и углекислого газа, причем северная полярная шапка — это преимущественно водяной лед, а южная — сочетание водяного и углекислого льда.

Спутники Марса

Марс, четвёртая планета от Солнца, имеет несколько естественных спутников, известных как фобос и деймос.

1. Фобос

Снимок Фобоса, сделанный аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter 23 марта 2008 года. По правому краю виден кратер Стикни

Фобос — самый большой и близкий к Марсу естественный спутник. Его диаметр составляет всего около 22.2 километра, и он находится на расстоянии всего около 9 378 километров от центра Марса. Фобос обращается вокруг Марса значительно быстрее, чем планета вращается вокруг своей оси, поэтому он поднимается и заходит на небосводе несколько раз в течение суток.

Интересные факты:

• Фобос находится на такой близкой орбите, что обращается вокруг Марса быстрее, чем Марс вращается вокруг своей оси.
  • Спутник приближается к Марсу со временем, что в конечном итоге приведет к его разрушению или, возможно, образованию кольца вокруг планеты.

2. Деймос

Деймос. Снимок получен
Mars Reconnaissance Orbiter

Деймос — второй по величине естественный спутник Марса. Его размер гораздо более скромный, диаметр составляет примерно 12.4 километра. Деймос находится на более удаленной орбите, располагаясь примерно в 23 460 километрах от центра Марса.

Интересные факты:

• Деймос, в отличие от Фобоса, движется вокруг Марса медленнее, чем планета вращается вокруг своей оси.
  • Оба спутника, Фобос и Деймос, получили свои имена по персонажам древнегреческой мифологии, которые были сопровождающими бога войны Ареса (Марса в римской мифологии).

Спутники Марса остаются объектом интереса для исследований, и дальнейшие миссии к Красной планете могут предоставить новые данные о происхождении и структуре этих небесных тел.

Исследование Марса

Роботизированные миссии

Исследование Марса началось с запуска роботов, которые получили ценные данные о геологии, климате и возможности существования жизни на планете в прошлом. Среди них можно отметить марсоходы Spirit, Opportunity, Curiosity, а также марсоход Perseverance. Эти марсоходы проводили эксперименты, анализировали горные породы и грунт, искали признаки прошлой или современной микробной жизни.

Селфи «Персеверанс» с «Ingenuity» в кратере Езеро на Марсе 7 апреля 2021 года

Планы освоения Марса человеком

Марс является главной целью для потенциального освоения человеком. Различные космические агентства, включая NASA, наметили планы полетов на Красную планету с экипажем. Проблемы, связанные с такими полетами, включая длительность космического путешествия, жизнеобеспечение и суровые марсианские условия, являются предметом постоянных исследований и разработок.

Потенциал жизни

Поиск жизни на Марсе является одной из центральных тем марсианских исследований. Хотя прямых доказательств существования жизни на Марсе пока не обнаружено, ученых интригует возможность существования микробной жизни в прошлом или настоящем. Недра Марса, где может существовать жидкая вода, остаются в центре внимания астробиологических исследований.

Культурное значение

Марс на протяжении многих веков захватывал воображение человека, оказывая влияние на мифологию, литературу и популярную культуру. Идея марсиан, часто изображаемых в популярной фантастике как разумные существа, была одной из постоянных тем. В последние годы Марс стал символом человеческих амбиций в области освоения космоса и потенциальным будущим домом для человечества.

Марс, обладающий уникальными характеристиками и потенциально способный содержать подсказки о происхождении жизни, продолжает оставаться центром научных исследований и человеческого любопытства. По мере развития технологий и подготовки космических агентств к будущим полетам Красная планета остается ключевым объектом для расширения наших представлений о космосе и возможности существования жизни за пределами Земли.