Астрономия

Телескоп «Евклид» обнаружил более триллиона звезд-сирот

Благодаря космическому телескопу «Евклид» ученые впервые обнаружили 1,5 триллиона звезд-сирот, дрейфующих в огромном скоплении галактик. Эти блуждающие звезды, оторванные от своих родных галактик, наполняют пространство скопления Персея призрачным голубым светом.

В погоне за невидимым

Космический телескоп «Евклид», запущенный SpaceX с мыса Канаверал 1 июля 2023 года, — это амбициозная миссия Европейского космического агентства (ЕКА) по исследованию тайн Вселенной, включая темную энергию и темную материю.

Темная энергия — это таинственная сила, ускоряющая расширение Вселенной, а темная материя — невидимая субстанция, не взаимодействующая со светом, но составляющая большую часть массы космоса. Задача «Евклида» - составить карту распределения этих темных компонентов, чтобы лучше понять их влияние на формирование и эволюцию космических структур.

Открытие звезд-сирот

Во время первых наблюдений «Евклид» сделал ошеломляющее открытие: невероятные 1,5 триллиона звезд-сирот дрейфуют в скоплении Персея. Расположенное в 240 миллионах световых лет от Земли, оно является одной из крупнейших структур во Вселенной. Эти звезды, оторвавшиеся от своих родных галактик, свободно плавают в пространстве между галактиками скопления, создавая призрачный синий свет, называемый внутрископительным светом.

Внутрикластерный свет чрезвычайно слаб (в тысячи раз темнее ночного неба Земли). Однако благодаря своей чувствительности и современным возможностям наблюдения «Евклиду» удалось обнаружить его и изучить его свойства.

Каково его происхождение?

Проанализировав этот свет, ученые смогли определить, что эти звезды-сироты в основном происходят из небольших галактик, которые были нарушены или разрушены в результате гравитационного взаимодействия с более крупными галактиками в скоплении Персея. Точнее, некоторые из этих звезд были вырваны с периферии галактик приливными силами, а другие происходят из карликовых галактик, которые полностью распались.

Вопреки ожиданиям, эти звезды-сироты не вращаются вокруг крупнейших галактик в скоплении. Вместо этого они вращаются вокруг точки между двумя самыми яркими скоплениями галактик - NGC 1275 и NGC 1272. Это наблюдение позволяет предположить, что скопление Персея, возможно, недавно слилось с другой группой галактик, нарушив тем самым орбиты звезд и галактик.

Последствия для нашего понимания скоплений галактик

Наблюдения «Евклида» также показали наличие в скоплении Персея 50 000 шаровых скоплений — плотных сферических скоплений, состоящих из десятков тысяч — миллионов звезд. Эти шаровые скопления, в которых отсутствуют металлы (элементы тяжелее водорода и гелия), похоже, происходят из периферийных областей галактик, входящих в скопление. Их распределение позволяет предположить, что они могут быть источником части наблюдаемого внутрикластерного света.

Отметим, что открытия, сделанные во время первых наблюдений «Евклида», относятся только к первым 24 часам работы телескопа. С 14 февраля 2024 года «Евклид» начнет наблюдать за своими главными научными объектами: миллиардами галактик, расположенных более чем на трети неба. Полученные данные помогут нам лучше понять эволюцию галактик и их скоплений, а также то, как Вселенная стала такой, какой она является сегодня.

Полученные на данный момент результаты демонстрируют мощь и потенциал «Евклида» для углубления нашего понимания темной Вселенной и ее загадочных компонентов. Звезды-сироты скопления Персея — это только начало, и в будущем нас ждет еще много увлекательных открытий.