Астрономия

Это шаровое скопление приближается к центру Млечного Пути

В галактическом центре действуют мощные приливные силы. Что происходит с шаровыми скоплениями, которые оказываются слишком близко? Изображение предоставлено: Космический телескоп Спитцер/NASA/JPL-Caltech

Шаровые скопления, представляющие собой сферические группы звезд, выступают в роли космических свидетелей галактической эволюции. Недавнее открытие — скопление VVV CL002 - заинтриговало астрономов: его противовращательное движение и эксцентричная орбита направляют его прямо к центру Млечного Пути. Эта необычная траектория дает уникальную возможность изучить механизмы выживания шаровых скоплений в бурных регионах вблизи галактического ядра.

Что такое скопления галактик?

Шаровые скопления (ШС) - это сферические группы звезд, удерживаемые вместе взаимной гравитацией. Они могут содержать миллионы звезд, как правило, более старых и менее богатых металлами, чем другие звезды.

В Млечном Пути насчитывается более 200 таких скоплений, большинство из них расположено в галактическом гало. Это вытянутая сферическая область, состоящая в основном из диффузного газа, темной материи и старых звезд. Гало характеризуется гораздо меньшей звездной плотностью, чем та, что наблюдается во внутреннем галактическом диске.

Однако не все гало обязательно эволюционируют так далеко от галактического центра. Несколько недель назад исследователи обнаружили одно из таких шаровых скоплений, названное VVV CL002, на траектории, которая, вероятно, приведет его к сердцу Млечного Пути.

Опасный "флирт" с галактическим центром

Открытие было сделано с помощью данных обзора VVV, целью которого является обнаружение звездных скоплений в выпуклости Млечного Пути. VVV CL002 имеет эксцентричную орбиту, проходящую на расстоянии от 619 до 3 400 световых лет от галактического центра, что значительно приближает его к этому региону. Во время наблюдений скопление находилось всего в 1 300 световых годах от центра и двигалось со скоростью около 400 км/с.

Более того, его движение является противовращательным. Другими словами, хотя большинство объектов в галактике, включая звезды, вращаются в том же направлении, что и галактика в целом, VVV CL002, похоже, движется в противоположном направлении. Это может иметь важные последствия для понимания ее происхождения и эволюции, поскольку противовращательное движение может быть результатом сложных взаимодействий с другими объектами или силами в галактике.

Слабое шаровое звездное скопление VVV CL002 выглядит как дискретное скопление слабых звезд вблизи центра снимка.

Внешнее происхождение

Астрономы пытаются понять, почему некоторые ШС выживают в турбулентных областях вблизи галактического центра, несмотря на сильные приливные силы. Звездная металличность, которая определяет обилие элементов тяжелее водорода и гелия, дает ключ к разгадке происхождения звезд.

В случае со звездами VVV CL002 исследователи обнаружили среднюю металличность -0,54. Это очень низкое значение, характерное для древних звезд. Это подтверждает, что скопление сформировалось на более отдаленном расстоянии от галактического центра, между 10 000 и 20 000 световых лет, а затем направилось к центру.

В будущем, как полагают исследователи, это скопление ждет неминуемая гибель из-за интенсивных гравитационных сил, присутствующих вблизи галактического центра.

Подробности исследования будут опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.