АстрономияНовости

Телескоп "Джеймс Уэбб" изучит две странные суперземли

В ожидании официального запуска через несколько недель телескоп "Джеймс Уэбб" приступит к экзопланетной науке, наблюдая за двумя странными каменистыми мирами в беспрецедентных деталях. Эти две суперземли расположены на расстоянии около 50 световых лет от нашей планеты.

Каменистые планеты, как известно, труднее наблюдать, чем газовые гиганты, с помощью наших нынешних технических средств. В основном это связано с относительной яркостью этих маленьких миров, которые купаются в яркости своей звезды. Однако мощное зеркало телескопа Джеймса Уэбба и его расположение в глубоком космосе должны позволить астрономам увидеть их немного более четко.

В ближайшем будущем обсерватория сосредоточит свое внимание на двух планетах, которые немного больше Земли и известны как "суперземли". Они называются 55 Рака e и LHS 3844 b.

Ни один из этих миров не является пригодным для жизни, как мы ее знаем. Однако их изучение может стать испытательным полигоном для будущих углубленных исследований планет, сравнимых с нашей собственной.

55 Рака e: адская планета

55 Рака e вращается вокруг своей родительской звезды на расстоянии всего 2,4 миллиона километров (около 4% относительного расстояния между Меркурием и Солнцем) и обращается вокруг нее каждые восемнадцать часов. Такая близость, очевидно, не остается без последствий. Планета заперта приливами и отливами. Другими словами, как и Луна с Землей, она показывает своей звезде только одну сторону. На дневной стороне температура составляет около 2 500 °C, а на ночной - около 1 100 °C.

Однако некоторые наблюдения, сделанные с помощью телескопа Спитцер, позволяют предположить, что часть дневного тепла переходит на ночную сторону. Это может быть связано с наличием плотной атмосферы, способной перемещать тепло по планете.

Две команды будут изучать эту адскую планету. Одна из них, под руководством Реню Ху из Лаборатории реактивного движения НАСА, будет изучать тепловое излучение планеты на предмет наличия атмосферы. Вторая группа под руководством Алексиса Брандекера из Стокгольмского университета будет измерять теплоотдачу на освещенной стороне.

Сравнение двух каменистых экзопланет с Землей и Нептуном.

LHS 3844 b: горячий мир без атмосферы

LHS 3844 b также находится очень близко к своей звезде, совершая один оборот каждые одиннадцать часов. Однако эта звезда меньше и холоднее, чем 55 Рака e. На дневной стороне около 770 °C, но эта жара, похоже, не распространяется на ночную сторону. Это говорит о том, что планета не имеет существенной атмосферы.

Команда под руководством астронома Лауры Крайдберг из Института астрономии Макса Планка будет использовать спектроскопию (изучение спектров электромагнитного излучения, испускаемого или поглощаемого веществом) для изучения планеты. Спектры теплового излучения с дневной стороны планеты будут сравниваться с известными породами, такими как базальт и гранит, чтобы понять, смогут ли они определить состав поверхности.

Эти два исследования дадут нам новые знания о каменистых планетах в целом и помогут понять, какой была ранняя Земля.