ГеологияПалеонтология

Связь вулкана с концом триасового вымирания

Австралийская команда ученых пролила новый свет на время одного из самых катастрофических массовых вымираний в истории, которое подготовило почву для доминирования динозавров на Земле.

Двести миллионов лет назад Триасовый период был разрушительно завершен обширными вулканическими извержениями из Центрально-Атлантической магматической провинции, которая образовалась в результате распада Пангеи. Когда углекислый газ извергался в атмосферу, круговорот углерода на Земле нарушался, и океаны подкисились.

Хрупкие морские экосистемы рухнули, и множество доисторических существ, таких как конодонты и фитозавры, вымерли – хотя каким-то образом растения, динозавры, птерозавры и млекопитающие прорвались. Этот новый мир позволил динозаврам расширить свою экологическую нишу и безраздельно властвовать в течение следующих 135 миллионов лет.

Свидетельством этого события вымирания в конце триаса являются два основных сдвига состава, наблюдавшиеся в записи изотопов углерода 200 миллионов лет назад, поскольку обширный вулканизм мог высвободить изотопно легкий метан в атмосферу.

Теперь исследования, проведенные Университетом Кертина, показывают, что первый сдвиг на самом деле был вызван более локальными изменениями окружающей среды в европейских бассейнах, и поэтому массовое вымирание могло произойти позже.

Их статья, опубликованная в журнале PNAS, описывает, как команда исследовала стабильные изотопные условия молекулярных ископаемых: следы органических молекул, обнаруженных в окаменелостях. Эти хорошо сохранившиеся "биомаркеры" были извлечены из пород Бристольского канала в Великобритании и свидетельствовали о наличии микробных матов, представляющих собой сложные сообщества микроорганизмов.

Калум Питер Фокс из Университета Кертина, первый автор статьи, объясняет: "Благодаря нашему анализу химической сигнатуры этих микробных матов, помимо наблюдения за изменением уровня моря и опреснением воды, мы обнаружили, что массовое вымирание в конце триаса произошло позже, чем мы думали."

Падение уровня моря в европейских бассейнах, которое, возможно, было косвенно вызвано вулканической деятельностью на Центрально-Атлантической магматической провинции, вызвало локальные изменения окружающей среды. Морская экосистема превратилась в солоноватую, мелководную среду, где процветали микробные маты.

Эти древние слизистые микробы затем произвели более легкие изотопы углерода, усложнив летописи горных пород и вызвав путаницу в отношении времени и места вымирания в конце триасового периода.

По словам соавтора Клити Грайс, также из Кертина, первые наблюдаемые изотопные изменения поэтому не совпадают с глобальным вымиранием.

"Вместо этого стадия массового вымирания должна была произойти немного позже, вместе с вымиранием наземных растений, токсичным уровнем сероводорода и подкислением океана, вызванным массивной вулканической активностью, связанной с открытием Протоатлантического океана", — говорит она.

В настоящее время точно неизвестно, насколько позже произошло вымирание. Грайс говорит, что их новая интерпретация требует дальнейшего повторного анализа записи изотопов углерода, чтобы получить лучшее понимание региональных и глобальных эффектов Центрально-Атлантической магматической провинции.

Это исследование может также изменить наше понимание других событий массового вымирания, особенно связанных с вулканической активностью, и предупредить нас о будущих потенциальных массовых вымираниях на современной Земле.

Поскольку потребление ископаемого топлива ведет нас к климатическому кризису, Грайс объясняет, что "важно коррелировать современные условия и динамику с прошлыми периодами серьезных экологических изменений и угроз. Угрозы могут включать сокращение биологического разнообразия; подкисление океана; отсутствие кислорода в окружающей среде; разрушение среды обитания и деградацию; изменение уровня питательных веществ, а также повышение и понижение уровня моря".

В заключение она отмечает: "знание большего количества уровней углекислого газа, присутствующих во время массового вымирания в конце триаса, дает нам важные детали, которые могут помочь защитить нашу окружающую среду и здоровье наших экосистем для будущих поколений."