Астрономия

Сверхмассивная черная дыра нашей Галактики испустила таинственную световую вспышку

Вы обычно не думаете о сверхмассивной черной дыре как о чем-то, что может остаться незамеченным, но многие из этих межзвездных монстров довольно спокойны. Например, Стрелец A * (произносится «Стрелец A Звезда») в центре нашей галактики Млечный Путь. Обычно оно очень тусклое, но недавно астрономы увидели вспышку Стрельца А *, на самом деле, он стал ярче, чем мы когда-либо видели.

Астрономы обнаружили много активных галактических ядер, таких как квазары, вокруг Вселенной, но Стрелец А * находится на тихой стороне, несмотря на то, что он в четыре миллиона раз массивнее Солнца. Это яркий рентгеновский радиоисточник из-за нагрева вещества в аккреционном диске черной дыры, но он недостаточно активен, чтобы быть ярким в большей части электромагнитного спектра.

В мае этого года Туан До в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе обнаружил необычный пульс от Стрельца А *. Это было настолько неожиданно, что поначалу он полагал, что вспышка исходила от звезды в той же части неба, которая называлась S0-2. Однако в течение примерно двух с половиной часов стало очевидно, что источник был переменным и, по сути, Стрельцом А *. На своем пике Стрелец А * был в 75 раз ярче, чем обычно в инфракрасном диапазоне.

Ученые наблюдали за Стрельцом А * десятилетиями, но никто не был уверен, что с ним делать большую часть времени; это был просто сильный рентгеновский источник в глубине Млечного Пути. В конце 1990-х и начале 2000-х годов исследования объектов вблизи Стрельца А * показали, что его сильная гравитация лучше всего объясняется сверхмассивной черной дырой. Сегодня свидетельство Стрельца А * как гравитационного центра Млечного Пути достаточно убедительно. Он находится под постоянным наблюдением таких приборов, как обсерватория WM Keck на Гавайях, используемых командой UCLA.

До и его команда размышляли о нескольких причинах всплеска яркости. Стрелец А * сам не будет излучать излучение, обнаруживаемое на Земле, но объекты, находящиеся рядом с ним, будут разорваны в клочья гравитационным сдвигом. Возможно, большой объем вещества упал в гравитационную яму черной дыры, и это вызвало вспышку. Команда указывает на две возможности. Во-первых, вышеупомянутый S0-2, который находится на длинной 16-летней орбите Стрельца A *. Он сделал свой ближайший подход еще в прошлом году, прибыв в 17 световых часов от горизонта событий. Часть звезды, возможно, была удалена во время этого прохода. В 2014 году вокруг Стрельца А * также появилось газовое облако G2. В то время космических фейерверков не было, но мы могли наблюдать замедленную реакцию.

Больше обсерваторий должны иметь данные за тот же период времени, чтобы они могли пролить свет на природу вспышки в ближайшие месяцы.