Космонавтика

Странные колебания кислорода были замечены на Марсе

На Марсе данные, собранные марсоходом Curiosity, показывают в течение нескольких лет нерегулярные изменения уровня кислорода. На данный момент у исследователей нет объяснения.

На Марсе с 2012 года марсоход Curiosity НАСА находится в кратере Гейла. Один из его приборов, спектрометр SAM, предназначен для проверки окружающего воздуха с целью оценки его состава. Благодаря ему мы знаем, что тонкая атмосфера планеты в основном состоит из CO2, азота, аргона, окиси углерода и кислорода.

Уровни этих соединений варьируются в течение марсианского года. Особенно зимой, когда давление воздуха ниже, а летом, когда оно поднимается. Тем не менее для аргона и азота эти колебания остаются глобально регулярными во времени.

Недавно лидеры миссий пытались выяснить, одинаково ли это для кислорода. И что удивительно, этого не произошло.

Странные колебания

Анализируя данные SAM, исследователи обнаружили увеличение концентрации кислорода примерно на 30% весной и летом по сравнению с тем, что ожидалось. Зимой они заметили то же самое, с очень значительным падением уровня кислорода. Эти модели повторяются каждый сезон, но каждый раз с разным количеством кислорода.

График уровней кислорода в кратере Гейла на МарсеМелисса Тренер / Дэн Галлахер / НАСА Годдард

"Это трудно объяснить» , - говорит Мелисса Тренер из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА. Тот факт, что поведение кислорода не является полностью воспроизводимым в каждом сезоне, заставляет нас думать, что это не проблема, связанная с динамикой атмосферы. Значит, должен быть химический источник и скважина, которые мы еще не учли".

То же самое для метана

На данный момент трудно объяснить эти результаты. Но может быть параллель с недавними измерениями метана, сделанными Curiosity. В кратере Гейл средняя концентрация этого газа составляет около 10 частей на миллиард (ppm). Но несколько месяцев назад марсоход обнаружил «пик» метана с предполагаемой концентрацией 21 ч / млн.

В последующих анализах Curiosity заметил другие колебания концентрации метана в середине кратера. Но, как и в случае с кислородом, никакой закономерности нельзя нарисовать.

Для некоторых исследователей это может быть биосигнатурой жизни. Действительно, большая часть метана на Земле производится живыми существами. Но могут быть и геологические процессы.  Воздействие солнечных лучей на определенные типы пород действительно может выделять метан. Эти же химические реакции могут также объяснить эти нерегулярные выбросы и поглощение кислорода.

Источник: newatlas.com