Астрономия

15 интригующих фактов о Марсе

Знаете ли вы, что потребуется целых шесть Марсов, чтобы равняться массе Земли? На протяжении многих лет различные космические агентства со всего мира инициировали бесчисленные космические миссии, некоторые из которых были историческими, а некоторые обречены на провал. Без сомнения, Марс является наиболее широко исследованной планетой из всех в нашей Солнечной системе.

Марс, или красная планета - четвертая планета от Солнца, отделяющая Землю от пояса астероидов. Несмотря на то, что красная планета отчетливо видна здесь с Земли с помощью телескопов, для более глубокого изучения недр и атмосферы планет необходимо более пристальное наблюдение.

От свидетельств о наличии воды до уникальных особенностей поверхности и атмосферы планеты, здесь собрано 15 интригующих фактов о Марсе, в том числе некоторые исторические открытия, сделанные NASA и другими космическими агентствами по всему миру.

Профиль планеты

Первое известное наблюдение: 2 тысячелетие до н. э.
Экваториальный диаметр: 6792 км
Масса: 6,42 х 10 ^ 23 кг
Плотность: 3,9335 г / см
Поверхностная гравитация: 3,711 м / с²
Орбитальный период: 1,9 земных лет или 687 дней
Спутники или луны: Фобос и Деймос

15. Красная планета получила свое название от римского бога войны

Любые другие планеты в нашей солнечной системе имеют свои названия, полученные из греческой или римской мифологии, за исключением названия Земля, которое имеет английское и немецкое происхождение. Различные древние цивилизации на протяжении истории человечества наблюдали и называли Марс, основываясь на их мифологии.

Древние греки называли его Арес, их бог войны. Китайские и египетские астрономы обычно называли его «огненной звездой» и «Ей Дешер» соответственно из-за ее красного цвета. Римляне также связывали кроваво-красный цвет планеты с «Марсом», своим собственным богом войны.

14. Крупнейшие пыльные бури в Солнечной системе

Пыльные бури распространены на Земле, особенно в засушливых регионах, таких как Аравийский полуостров и Северная Африка. Но марсианская пыльная буря - это не то, что мы наблюдаем здесь, на Земле. Пыльные бури на Марсе могут длиться неделями и даже месяцами, охватывая всю планету. В своем интервью ученый-планетолог из космического центра имени Годдарда НАСА Майкл Смит сказал, что "почти каждый год несколько больших пыльных бурь, которые возникают на Марсе, охватывают всю территорию размером с континент на Красной планете, которая длится неделями".

13. Только 23 миссии на Марс были успешными

Изображение предоставлено Википедией / НАСА

Хотя "Маринер-9" НАСА стал первой успешной космической миссией для исследования Марса, Советский Союз "Марс-2" и "Марс-3" были первыми космическими орбитальными аппаратами, которые вышли на марсианскую орбиту. Марс-3 также был оснащен посадочным модулем, который приземлился на Марсе 2 декабря 1971 года, но потерпел неудачу сразу после передачи 20 секунд данных.

По состоянию на 2016 год на Марс было отправлено более 40 космических миссий, из которых только половина из них были (являются) успешными. Некоторые из самых последних миссий на Марс-это марсоход Curiosity НАСА (2012), орбитальный аппарат ISRO Mangalyan (2013) и Maven. В 2016 году ЕКА и Роскосмос направили орбитальный аппарат ExoMars для глубокого изучения атмосферы планеты.

12. На Марсе находится самая высокая гора в нашей Солнечной системе

Олимп на Марсе, самая высокая известная гора в Солнечной системе. Снимок сделан Viking Orbiter

Вы когда-нибудь задумывались, на какой планете нашей Солнечной системы самая высокая гора? Ответ - Марс. Ну, по высоте вершины, корона самой высокой горы уходит в Весту, второстепенную планету, расположенную в поясе астероидов, но так как это не планета, то Марс признан имеющим самую высокую гору.

С диаметром, простирающимся до 600 км и высотой 21 км, Olympus Moon является самой большой из них. Многочисленные исследования показали, что она образовалась в результате извержения вулкана миллионы лет назад.

11. Азбука Морзе на поверхности Марса

Изображение предоставлено: NASA / JPL

Эксплуатационные зонды и марсоходы наблюдают поверхность Марса уже много лет, и дюны являются одной из наиболее неотъемлемых его частей. Но последние данные, собранные MRO или Mars Reconnaissance Orbiter, - это то, что больше всего привлекло внимание планетарных исследователей. Еще в начале 2016 года орбитальный аппарат определил конкретную область на поверхности планеты, которая отличалась дюнами со сложными формами, включая точки и тире, точно такие же, как код Морзе.

Исследователи полагают, что дюны, напоминающие форму "черточки", образовались из-за того, что ветры разрезали их под углом 90 градусов с обеих сторон, что привело к тому, что они приняли более линейную форму. Но то, что до сих пор остается загадкой для марсианских экспертов, - это "точки". Обычно эти структуры возникают всякий раз, когда какая-то внешняя сила прерывает формирование линейных дюн.

10. Куски Марса упали на Землю

Марсианский метеорит EETA79001

Вы знаете, что на Земле было обнаружено более 130 метеоритов марсианского происхождения. В течение долгого времени небольшие кусочки поверхности Марса выбрасывались в космос среди других солнечных обломков, прежде чем разбиться о поверхность Земли. Эти небольшие метеориты с красной планеты помогли исследователям более тщательно изучить марсианские характеристики еще до уничтожения марсоходов.

9. У Марса в будущем может появиться собственное планетарное кольцо

В настоящее время только внешние планеты или газовые гиганты в нашей Солнечной системе имеют планетарные кольца, но исследователи полагают, что Марс может быть первой из земных планет, имеющих свое собственное кольцо. В следующие 30-50 миллионов лет Фобос будет разорван на части из одной из двух лун из-за чрезмерного гравитационного притяжения, которое планета в настоящее время притягивает к Луне. С другой стороны, ученые считают, что подобная судьба ожидает спутника Нептуна Тритона, который уже начал терпеть неудачу.

8. Марс, возможно, был белым в прошлом

По мнению ученых из Южного научно-исследовательского института, CU Boulder, красная планета в действительности могла быть более белой в прошлом. Они пришли к такому выводу, узнав, что планета пережила ледниковый период в относительно недавней истории, и он был намного более интенсивным, чем что-либо зарегистрированное на Земле.

Используя наземные радары, ученые смогли наблюдать 2 км вглубь поверхности Марса, чтобы засвидетельствовать ледяную кору, свидетельствующую о том, что красная планета пережила огромный ледниковый период около 400 000 лет назад и может снова стать свидетелем еще одной через 150 000 лет или около того.

7. Марсианская минеральная тайна

Изображение предоставлено: NASA / JPL-Caltech

Еще в 2015 году марсоход Curiosity НАСА исследовал ранее неисследованную область на марсианской поверхности. В настоящее время обозначенный как «Перевал Мариас», этот геологический регион отмечен чрезвычайно высоким содержанием кремнезема. На Земле это химическое соединение содержится в породах и минералах, в основном в кварце.

Что еще больше удивило ученых, так это обнаружение в собранных образцах редкоземельного минерала, известного как тридимит. Несмотря на то, что тридимит крайне редок на Земле, его в изобилии встречают в перевале Мариас на Марсе, и мы до сих пор не знаем, как он там оказался.

6. Марсианский ирокез

Изображение предоставлено: X. Fang, Университет Колорадо и научная команда MAVEN

Компьютерное моделирование, основанное на данных недавней экспедиции НАСА MAVEN на Марс, выявило очень модную особенность планеты Марс. Особенность, похожая на ирокеза, вызвана интенсивным изгнанием заряженных частиц из верхней части марсианской атмосферы в космос с помощью солнечных ветров. Электрическое поле, создаваемое солнечными событиями, такими как выброс корональной массы и вспышки, направляет эти частицы в любой из марсианских полюсов. Это вызвало появление ирокеза в верхних слоях атмосферы.

5. Скрытый подземный вулкан

Изображение предоставлено: NASA / JPL-Caltech/JHUAPL/ASU

Собирая образцы вблизи марсианской области Сизифов Монтес, Марсианский разведывательный орбитальный корабль наткнулся на таинственное вещество. При дальнейших исследованиях исследователи обнаружили, что загадочным минералом был тридимит, который обычно встречается в вулканических породах на Земле.

Открытие тридимита на поверхности Марса указывает на то, что в прошлом он подвергался интенсивной вулканической деятельности. Кроме того, недавние свидетельства марсохода также показывают возможность возникновения подземных вулканов, которые произошли под марсианским льдом. Одним из явных доказательств этого является существование плоскогорья в Сизифских горах Монтес, которое близко напоминает подземные вулканы, найденные здесь, на Земле.

4. Древние марсианские цунами

Гипотеза о марсианском океане является, пожалуй, самой популярной теорией, касающейся красной планеты, где предполагается, что большая часть поверхности Марса была покрыта водой ранее, в течение некоторой геологической истории планеты. Хотя исследователи активно обсуждают новое исследование, которое обнаружило, что некоторый океан действительно существовал на Марсе, но был разрушен серией гигантских цунами. Исследование показало, что эти древние цунами были такими огромными и сильными, что могут затмить все, что мы видим здесь, на Земле.

3. Сельское хозяйство на Марсе

Изображение предоставлено: NASA / Dimitri Gerondidakis

Если мы собираемся когда-нибудь колонизировать Марс, нам нужно выращивать урожай на бесплодной поверхности Марса, иначе мы просто потратим миллиарды и миллиарды долларов на экспорт продовольствия в течение нескольких дней или недели. Чтобы сделать выращивание культур на Марсе реальностью, Космический центр НАСА имени Кеннеди вместе с Космическим институтом Базза Олдрина в Мельбурне, штат Флорида, сотрудничают в изучении характеристик специальной группы культур, выращенных в имитируемом "Марсианском саду".

"Здесь мы используем передовые науки для разработки и внедрения методов увеличения производства растений, чтобы помочь астронавтам в правильном питании", - сказал Трент Смит из Космического центра НАСА имени Кеннеди во Флориде. Они работают над проектом Veggie , блоком для выращивания растений, который позволит проводить космические эксперименты на МКС.

2. Планетарный Хвост (последнее открытие)

Фото Предоставлено: NASA

Ученые теперь обнаружили еще одну необычную особенность планеты Марс. В недавнем открытии орбитальный аппарат НАСА Maven обнаружил, что у Марса есть планетарный хвост, чего раньше никогда не наблюдалось. Данные космического корабля Maven показали, что невидимый хвост планеты состоит из магнитных сил, которые уникальны среди других планет нашей солнечной системы.

В какой-то момент Марс мог иметь сильное магнитное поле, очень похожее на нашу Землю, но трагически потерян по какой-то причине. То, что осталось сейчас, - это просто впечатление от его прежней сущности, но оно достаточно сильное, чтобы выразить себя как хвост планеты. Исследователи полагают, что эти рассеянные магнитные поля все еще обнаруживаются в определенных местах на поверхности Марса.

1. Древний Марс был полон воды

Изображение предоставлено: NASA / GSFC

После многолетних исследований марсианской атмосферы и поверхности ученые пришли к выводу, что наш планетарный сосед Марс определенно имел много воды в прошлом. НАСА предполагает, что когда-то в прошлом на Красной планете было достаточно воды, которая может полностью заполнить поверхность планеты в одном гигантском океане.

В атмосфере Марса присутствуют две формы воды: H20 и HDO (жесткая вода), и их количество также измеряется. Для того, чтобы сделать вывод, исследователи сравнили соотношение между H20 и HDO присутствующих сегодня с соотношением воды от древнего марсианского метеорита.

Исследование убедительно показывает, что Марс почти потерял 87% своего запаса воды в космос. Некоторые расчеты также привели к предположению, что древний океан Марса может быть гораздо больше, чем Северный Ледовитый океан Земли.