США и Китай в лунной гонке: Blue Origin предлагает альтернативу SpaceX

Американская компания Blue Origin работает над предложением, целью которого является возвращение астронавтов США на Луну раньше Китая. Эта инициатива возникает на фоне серьезных стратегических трудностей программы NASA «Артемида». Согласно текущим планам, высадка американских астронавтов на лунную поверхность должна состояться в ходе миссии «Артемида-3» с использованием посадочного модуля Starship от SpaceX. Однако ожидается, что эта миссия, запланированная на 2027-2028 годы, столкнется со значительными задержками. Аналитики предполагают, что лунная версия корабля Starship может быть не готова до конца десятилетия.
Такая задержка стала бы менее значимой, если бы не активные лунные амбиции Китая, который планирует осуществить пилотируемую высадку на Луну до 2030 года и, судя по всему, имеет все шансы на успех. Для Соединенных Штатов оказаться вторыми в новой лунной гонке считается неприемлемым вариантом, что заставляет искать альтернативные решения для ускорения высадки.
Изначально NASA выбрала SpaceX в качестве поставщика лунного модуля в 2022 году после напряженной юридической баталии с Blue Origin. Компания Джеффа Безоса также предлагала свое решение — посадочный модуль Blue Moon Mk 2, который впоследствии был выбран NASA для миссий «Артемида-5» и «Артемида-6», запланированных на следующее десятилетие.
Согласно сообщениям, в США рассматриваются различные альтернативы Starship, чтобы опередить Китай. Среди них — создание уменьшенной версии Starship, разработка традиционного модуля, похожего на корабли эпохи «Аполлона», или увеличение финансирования новых компаний, таких как Firefly и Intuitive Machines, которые уже пытались совершить посадку на Луну с помощью небольших аппаратов. Однако, по мнению экспертов, ни один из этих вариантов не выглядит достаточно реализуемым.
В то же время сообщается, что Blue Origin уже начала самостоятельную проработку возможности создания уменьшенной версии своего лунного модуля Blue Moon. Этот новый аппарат, по размерам промежуточный между грузовым Mk1, чей запуск запланирован на начало 2026 года, и пилотируемым Mk2, должен удовлетворить потребность в быстрой доставке на Луну, вероятно, двух астронавтов. План, по некоторым данным, может предполагать использование нескольких таких модулей. На данный момент это независимая инициатива Blue Origin, основанная на опыте, полученном при работе над грузовым Mk1 и проектированием Mk2. Проект еще не представлен NASA официально и не получил финансирования от космического агентства.