АстрономияАстрофизика

Солнечная активность достигнет пика в следующем году

Исследователи из Центра передового опыта в области космических наук при IISER Kolkata, Индия, обнаружили новую корреляцию между магнитным полем Солнца и циклом солнечных пятен, что дает возможность предсказать пик солнечной активности. Согласно их выводам, максимальная интенсивность 25-го солнечного цикла, который продолжается в настоящее время, неминуема и должна наступить в течение следующего года.

Солнце — активная звезда

Солнце состоит из горячей ионизированной плазмы, что приводит к возникновению на его поверхности магнитных полей, которые проявляются на поверхности нашей звезды в виде солнечных пятен. Эти зоны размером с Землю характеризуются интенсивным магнетизмом, который примерно в 10 000 раз сильнее магнитного поля Земли.

Время от времени эти магнитные поля нарушаются в результате сильных событий, порождающих солнечные бури, такие как солнечные вспышки или выбросы корональной массы. Они высвобождают высокоэнергетическое излучение и выбрасывают в космос намагниченную плазму, которая может нанести ущерб спутникам, электросетям и телекоммуникациям на Земле.

Более ранний пик, чем ожидалось

Наблюдения за Солнцем, ведущиеся с XVII века, выявили периодическое изменение количества солнечных пятен, достигающее пика примерно раз в одиннадцать лет - в период, когда солнечная активность наиболее интенсивна. Однако предсказать точное время наступления этого пика по-прежнему сложно.

Солнечный цикл генерируется механизмом динамо, питаемым энергией плазменных потоков внутри Солнца. Этот механизм динамо включает в себя два основных компонента солнечного магнитного поля: тот, который проявляется в цикле солнечных пятен, и тот, который связан с переработкой крупномасштабного дипольного поля Солнца, аналогичного магнитному полю Земли.

В 1935 году швейцарский астроном Макс Вальдмайер установил корреляцию между скоростью нарастания цикла солнечных пятен и их последующей силой. Это наблюдение позволило делать прогнозы на основе начальной фазы нарастания цикла. Выявленный таким образом эффект Вальдмайера помог связать два основных компонента солнечного магнитного поля. Это подтверждает идею о том, что эволюция солнечных пятен является неотъемлемой частью общего процесса солнечного динамо, механизма, ответственного за возникновение солнечного цикла.

Недавние наблюдения за затуханием дипольного магнитного поля Солнца могут быть использованы в сочетании с наблюдениями за солнечными пятнами для прогнозирования пика 25-го солнечного цикла. Согласно недавнему анализу, скорее всего, пик придется на начало 2024 года, но с некоторой погрешностью, которая распространяется на сентябрь 2024 года, что несколько раньше, чем ожидалось.

Почему эти прогнозы важны?

Прогнозирование пика 25-го солнечного цикла имеет значительные последствия. Как уже говорилось выше, вспышки на Солнце и магнитные бури могут нарушить работу систем радиосвязи и спутниковой навигации. Зная время пика солнечной активности, операторы спутников и руководители телекоммуникационных служб могут адаптироваться, чтобы свести к минимуму возможные сбои.

Космонавты во время космических полетов также подвергаются воздействию потенциально враждебной космической среды. Предвидя периоды высокой солнечной активности, космические агентства могут принять меры по защите здоровья и безопасности космонавтов, скорректировав расписание космических полетов.

Следует также помнить, что солнечные бури могут вызывать электрические токи в наземных сетях. Это может привести к перебоям в подаче электроэнергии. Понимая, когда вероятность таких бурь возрастает, руководители электросетей могут принять меры предосторожности, чтобы свести к минимуму их воздействие на электрическую инфраструктуру.

Наконец, обратите внимание на то, что в высоких широтах в периоды интенсивной солнечной активности может наблюдаться усиление атмосферных явлений. Поэтому эта информация может быть очень полезна для авиакомпаний, которые в случае необходимости смогут обеспечить безопасность полетов.