Астрономия

Согласно новому исследованию, метан в атмосфере планеты является сильным признаком жизни

Маловероятно, что вулканы могут производить в атмосфере такое же количество метана, что и биологические источники: именно такого интересного результата добились исследования, появившиеся в "Planetary Science Journal". Это очень интересно, потому что предполагает наличие метана в атмосфере экзопланет как одного из основных индикаторов жизни, возможно, даже больше, чем сам кислород.

По мнению исследователей, маловероятно, что метан может быть настолько обильным в атмосфере планеты, поступающей в основном из вулканов, и что, если бы мы нашли планету с таким количеством метана в атмосфере, то этот же метан мог бы быть ярким свидетельством биологического происхождения.

Согласно моделям, разработанным учеными, которые изучали дегазацию метана на различных типах планет, в том числе на планетах земного типа, те планеты, в атмосфере которых имеется большое количество дисбаланса метана и углекислого газа, будут представлять особый интерес.

Разработанные ими модели показывают, что маловероятно, что вулканы могут производить такое же количество метана и выбрасывать его в атмосферу, что и биологические источники. Если бы в атмосфере планеты было обнаружено большое количество метана, то, по сути, согласно моделям исследователей, это же явление привело бы к образованию аналогичных уровней углекислого газа.

Так было в древние времена на Земле, когда вулканическая активность на нашей планете была намного выше, чем сегодня. В эти древние периоды в результате этой же геологической деятельности образовывалось много двуокиси углерода.

Таким образом, если в атмосфере планеты обнаруживается большое количество метана, но небольшое количество CO₂, то эту особенность можно рассматривать как "биологическую сигнатуру", по крайней мере, для планет, подобных Земле.

Это лишь гипотезы, в основном основанные на единственном примере, а именно на примере Земли, но вскоре они могут быть усилены с помощью следующих больших космических телескопов, в первую очередь Джеймса Уэбба, которые смогут гораздо более эффективно анализировать атмосферу экзопланет и сигнатуры различных газов, составляющих их, в том числе тот же метан, а также кислород, другой газ, рассматриваемый как биологическая сигнатура.