Геология

6 различных типов вулканов

Вулкан - это, по сути, отверстие в земной коре (или любом небесном теле), через которое выбрасываются магма, пепел и вулканические газы. Как правило, вулканы расположены вдоль линий разломов между тектоническими плитами.

Возможно, наиболее распространенный способ классификации вулканов - это их текущее состояние: активные вулканы, которые активно извергают магму; потухшие вулканы, которые мертвы или вряд ли когда-либо снова извергнутся; и наконец, спящие вулканы, которые в настоящее время не активны, но могут извергаться в будущем.

Но самый эффективный способ классификации различных вулканов - это их форма и тип магмы, которую они извергают. Здесь мы кратко обсудили все основные типы вулканов, которые нам известны в настоящее время.

6. Щитовой вулкан

Вид на вулкан Мауна-Кеа / Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

Щитовые вулканы отличаются от других типов вулканов своей уникальной широкой и щитоподобной структурой. Из всех типов вулканов щитовые вулканы извергают самую жидкую (наименее вязкую) лаву, которая движется быстрее и намного дальше от вентиляционного отверстия. Это приводит к устойчивому накоплению широких лавовых листов и, таким образом, созданию его четкой структуры.

Большинство наших современных знаний о щитовых вулканах получено в результате исследований, проведенных на острове Гавайи, крупнейшей в мире цепи щитовых вулканов. Они обычно не извергаются катастрофически и выбрасывают очень жидкую базальтовую лаву.

Щитовые вулканы также имеют кальдеры, большое углубление в форме котла, созданное после истощения магматической камеры под вулканом. Из-за низкой вязкости лава из щитового вулкана является тонкой - иногда толщиной менее 1 метра - и может перемещаться намного дальше, покрывая большую поверхность.

Помимо острова Гавайи, другими известными в мире цепями щитовых вулканов являются Галапагосские острова, Исландия и Восточно-Африканская трещина. Мауна-Лоа, второй по величине вулкан Земли, является действующим щитовым вулканом.

5. Вулканы из пеплового конуса

Вулкан Изалко в Сальвадоре

Вулканы из пеплового конуса, также известные как «конусы Скории», являются, пожалуй, самым простым и распространенным типом вулканов, обнаруженных на Земле. Они почти целиком состоят из небольших фрагментов пирокластики (вулканических пород), в основном, Scoria и гари, которые выбрасываются из вулканического отверстия.

Они, как правило, маленькие, имеют высоту от 30 до 400 метров, имеют симметричную форму и имеют чашеобразный кратер на вершине. Большинство вулканов из шлакобетона извергаются только один раз в жизни, но в течение длительного периода времени.

Парикатин, вулкан из шлакобетона, расположенный недалеко от города Уруапан в Мексике, попал в центр внимания после того, как он внезапно появился на кукурузном поле в 1943 году. Несколько других примеров шлаковых конусов - это кратер Сансет в Аризоне, США и Серро-Негро в Никарагуа.

4. Стратовулканы

Вулкан Майон 29 декабря 2009 г.

Стратовулканы, часто известные как сложные вулканы, характеризуются крутым уклоном и кратерами на вершине. Они обычно имеют слоистую структуру, вызванную постоянным накоплением вулканических материалов, пролитых во время последующих извержений.

Такие вулканы имеют как взрывные, так и эффузивные извержения. В настоящее время стратовулканы считаются самым опасным типом вулканов на земле. Мало того, что они обычно извергаются более взрывоопасно, чем щитовые вулканы, образовавшийся в результате взрыва пепел и лахар (вулканический грязевой поток) также представляют большую угрозу как для климата, так и для живых существ.

Вулкан Кракатау (расположенный между островами Ява и Суматра) является, пожалуй, самым известным примером стратовулкана, извержение которого в 1883 году вызвало мощную ударную волну, сравнимую с детонацией 200-мегатонного ядерного оружия. Другими примерами стратовулканов являются гора Фудзи в Японии и гора Везувий в Италии. После взрыва кратер вершины вулкана превратился в кальдеру.

3. Купола лавы

Лавовые или вулканические купола представляют собой небольшие и круглые выпуклости, создаваемые медленными извержениями высоковязкой лавы. В большинстве случаев эти купола создаются в кратере действующих вулканов, но они также могут образовываться независимо, как в случае с Лассен Пик, крупнейшим куполом лавы на Земле.

В отличие от щитовых вулканов и даже стратовулканов, магма из вулканических куполов не течет далеко от вентиляционного отверстия и продолжает накапливаться вокруг него. Тем не менее они действительно взрываются.

2. Подводные и Подледниковые Вулканы

Светящаяся магма из подводного вулкана | Изображение предоставлено NOAA

Подводные (подводные) и подледниковые вулканы, как следует из их названия, — это отверстия, расположенные под поверхностью Земли, из которых выбрасывается магма или лава. Их физические характеристики и характеристики извержения значительно отличаются от таковых над поверхностью.

Подводные вулканы чаще всего встречаются вблизи тектонически активного срединно-океанического хребта, и на них приходится около 75% всех выбросов лавы на земле. Подводные вулканы, хотя их гораздо меньше, также встречаются в мелких водоемах, и они часто имеют тенденцию выбрасывать расплавленное вещество высоко в атмосферу.

Так как вода заставляет расплавленную магму охлаждаться и затвердевать гораздо быстрее, чем на поверхности, часто подводная магма превращается в вулканическое стекло, а затем в подушечную лаву на более поздних стадиях. Аксиальная подводная гора, расположенная на хребте Хуан-де-Фука, является одним из самых молодых подводных вулканов, который последний раз извергался в 2015 году.

Подледниковые вулканы расположены далеко под гигантскими ледниковыми щитами или ледниками. У них есть некоторые необычные характеристики, такие как сплющенная вершина и очень крутые стороны, поддерживаемые окружающим льдом. Со временем ледяной покров тает от восходящей лавы и в конечном итоге превращается в озеро.

В то время как подледниковые вулканы наиболее распространены в Антарктиде и Исландии, некоторые также обнаружены в западных и северо-западных регионах Канады.

1. Супервулканы

Схема кальдеры Йеллоустоун

Супервулкан возникает, когда магма, поднимаясь из мантии Земли, оказывается в ловушке внутри коры и не может разорваться, пока не взорвется под сильным давлением.

Супервулканы, пожалуй, самый опасный тип вулканов и обычно расположены в субдукции и / или горячих точках. Эти вулканы часто имеют кальдеру, такие супервулканы называют мегакальдерами.

Согласно научному консенсусу, существенно большие количества вулканического пепла и серы, образующихся во время взрыва супервулкана, могут снизить глобальные температуры в течение короткого периода времени (увеличивая альбедо Земли). Это также может оказать огромное влияние на живые организмы.

Йеллоустонская кальдера в Йеллоустонском национальном парке, озеро Таупо в Новой Зеландии, кратер Нгоронгоро в Танзании и озеро Тоба в Индонезии - это немногие известные примеры супервулкана.

Внеземные вулканы

Извержение вулкана на луне Юпитера Ио (регион Тваштар-Патера), захваченное новыми горизонтами в 2007 году | Изображение предоставлено НАСА

Вулкан ТваштарВулканическое извержение на луне Юпитера Ио (регион Тваштар-Патера), захваченное Новыми Горизонтами в 2007 году | Изображение предоставлено НАСА

Вулканы и связанные с ними виды деятельности также наблюдались на небесных телах в Солнечной системе, кроме Земли. Исследователи обнаружили многочисленные щитовые вулканы как на Марсе, так и на Венере. Что более интересно, так это то, что защитные вулканы на планете Марс очень похожи на вулканы на нашей планете.

Криовулканы, гораздо менее известный тип вулканов, найдены на Плутоне и различных небесных объектах, включая Титан и Цереру. Хотя прямых доказательств нет, есть признаки, указывающие на возможную криовулканическую активность на Европе и Энцеладе. Вместо расплавленной магмы криовулканы выбрасывают аммиак, метан и воду.