Сбой в Airbus A320: Виновником инцидента с JetBlue названа космическая радиация

Крупные авиакомпании мира экстренно обновляют программное обеспечение самолетов семейства Airbus A320 после обнаружения программной уязвимости. Ошибка затрагивает систему, обрабатывающую данные с датчиков угла атаки — критически важного аэродинамического параметра, используемого системами управления для защиты самолета от опасных режимов. Проблема приобретает глобальный масштаб, поскольку семейство A320 — самый распространенный в мире пассажирский лайнер.
Поводом для срочных мер стал инцидент 30 октября с самолетом авиакомпании JetBlue, следовавшим рейсом из Канкуна в Ньюарк. Лайнер неожиданно потерял высоту, в результате чего травмы получили десять пассажиров, однако самолет совершил безопасную посадку. Предварительное расследование показало, что причиной сбоя могло стать воздействие космической радиации во время солнечной вспышки, которое выявило уязвимость в программном обеспечении системы управления полетом.
Это заставило регуляторов потребовать немедленного устранения проблемы. Важно подчеркнуть, что речь не идет о структурном или аппаратном отказе, подобном недавнему скандалу с Boeing MAX, а о программной уязвимости, проявляющейся только в специфических условиях. Регуляторы предпочли перестраховаться. Авиакомпаниям было предписано немедленно откатить программное обеспечение до более старой, стабильной версии до полного понимания проблемы.
В ответ Airbus отозвал для внесения исправлений около 6000 самолетов, что составляет более половины всех лайнеров семейства A320 в мире. Генеральный директор Airbus Гийом Фори опубликовал официальные извинения, признав сбои для авиаперевозчиков и пассажиров. Отзыв самолетов произошел в крайне неудачное время — в период пикового пассажиропотока в США после Дня Благодарения и в часы активной работы авиалиний в Азии и Европе. По данным Reuters, авиакомпании стараются проводить переустановку программного обеспечения в ночное время, чтобы избежать массовых отмен рейсов.
Само по себе исправление занимает немного времени — большая часть самолетов требует лишь отката программного обеспечения, что занимает от 2 до 3 часов на один борт. Такие авиаперевозчики, как American, United, Delta, Wizz Air, Air India и многие другие, сообщают, что уже завершили практически все обновления и несут минимальные потери. Исключением стала JetBlue, которой пришлось отменить около 70 рейсов в воскресенье из-за более плотного графика использования своего флота, однако компания уверена, что завершит обновление 120 своих самолетов к утру 30 октября.
Этот инцидент наглядно демонстрирует, насколько современная авиация зависит от программного обеспечения и как космическая радиация может влиять на электронику самолетов. Он также подчеркивает необходимость постоянного обновления и усиления защиты программного обеспечения воздушных судов, но в то же время показывает, на быстро реагируют регуляторы после тревожного происшествия. Несмотря на неудобства, авиационная система, по общему мнению, справилась с чрезвычайной ситуацией весьма эффективно, и из-за данной неисправности не произошло ни одной серьезной аварии. В целом, Airbus и авиакомпании смогли избежать серьезных последствий.