Здоровье и медицина

Разгадывание молекулярной тайны, возможно, открыло новый класс онкологических препаратов

Исследователи из Брод Института, Массачусетского технологического института и Гарварда разгадали молекулярную загадку, которая может привести к новым методам лечения рака. Команда раскрыла, как работает странная молекула, убивающая рак, вызывая малоизвестный тип клеточной смерти, и определила другие молекулы, которые могут работать еще лучше.

Ферроптоз - относительно недавно открытая форма клеточной смерти, при которой в клетке накапливаются токсичные молекулы, известные как пероксиды липидов. Белок под названием GPX4 предотвращает это, превращая их в более безопасные соединения. Но в предыдущей работе исследователи задавались вопросом, будет ли поиск лекарств, которые отключают GPX4, полезным методом для уничтожения рака.

Через несколько лет ученые обнаружили одну такую молекулу. ML210, как известно, связывается с GPX4 и запускает ферроптоз – но его первооткрыватели не были точно уверены, как это происходит.

Но теперь исследователи Брод Института говорят, что они выяснили это. При более близком химическом анализе команда обнаружила, что как только ML210 попадает в клетку, он действительно проходит двухступенчатую трансформацию. Сначала он становится соединением, которое команда называет JKE-1674, затем он превращается в другую молекулу под названием JKE-1777. И именно эта последняя форма способна связывать GPX4.

Из трех форм, исследователи обнаружили, что средняя ступень, JKE-1674, была наиболее перспективной для использования в животном и человеческом мире. Она стабильна вне клеток, и, похоже, селективна только для GPX4.

Дальнейшие испытания могут показать, что это начало совершенно нового класса онкологических препаратов, которые работают путем индуцирования ферроптоза. Этот метод особенно перспективен против рака, который устойчив к существующим лекарствам, и может предотвратить развитие этой устойчивости.

Конечно, еще очень далеко до того, как это будет проверено на людях, если вообще когда-нибудь будет. Но это интригующий новый возможный путь.

Исследование опубликовано в журнале Nature Chemical Biology.