Астрономия

Радиотелескоп ALMA обнаруживает невиданную ранее звездную систему

Астрономы определили первую трехзвездную систему, буквально разрывающую ее протопланетный диск в клочья, оставив после себя только искаженные и неправильно выровненные кольца.

Протопланетные диски - это структуры, из которых формируются планеты вокруг молодых звезд. Со временем материя начинает слипаться и в конечном итоге формирует протопланеты и другие второстепенные тела.

В однозвездных звездных системах, таких как наша Солнечная система, планеты и пояса камней более или менее выстраиваются вдоль плоской плоскости, окружая экватор звезды. С другой стороны, это не обязательно относится к множественным звездным системам. Расположенный примерно в 1300 световых годах от Земли, система GW Orionis является прекрасным примером.

Уникальная в своем роде система

Эта система состоит из трех звезд. Первые два обращаются друг вокруг друга каждые 241 день на расстоянии около одной астрономической единицы. Напоминаем, что одна А.Е. эквивалентна среднему расстоянию между Землей и Солнцем. Третья звезда движется вокруг пары каждые одиннадцать с половиной лет по смещенной орбите на расстоянии восьми астрономических единиц.

Благодаря очень большому телескопу ESO (VLT) и большой миллиметровой/субмиллиметровой антенной решетке Атакамы (ALMA) в Чили астрономы смогли исследовать конкретную геометрию этой системы. Вокруг трех звезд протопланетное облако разбивается на три кольца на расстоянии 46, 185 и 340 астрономических единиц от центра системы.

Внешнее кольцо, кстати, является самым большим из когда-либо наблюдавшихся в протопланетной системе. Для сравнения: среднее расстояние Плутона от Солнца составляет 39,5 астрономических единиц.

В этой конфигурации внутреннее кольцо оказывается полностью смещенным по сравнению с двумя другими. Новое исследование также показывает, что это внутреннее кольцо содержит достаточно вещества, чтобы сформировать несколько миров (тридцать земных масс пыли). Все будущие планеты, образовавшиеся в этом несогласованном кольце, затем будут развиваться вокруг звезды по очень косым орбитам.

Скрытая планета?

Прямые наблюдения в сочетании с компьютерным моделированием позволили понять, что эти протопланетные несовпадения в основном являются результатом конфликтного гравитационного притяжения трех звезд, находящихся в разных плоскостях. Однако, по мнению исследователей, это не единственный фактор, который играет роль: присутствие планеты между этими кольцами также, по их мнению, необходимо для объяснения этой удивительной конфигурации.

"Эта планета, вероятно, образовала пылевое пространство и разбила диск в месте нынешнего внутреннего и внешнего колец", - предполагает астроном Ниенке Ван дер Марель из Университета Виктории. Если такая планета действительно существует, она будет первой изолированной вокруг трех звезд. Будущие наблюдения за этой увлекательной системой подтвердят (или нет) открытие.

Подробности этой работы были опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters и Science.