АстрономияНовости

Проксима Центавра: инопланетянам придется подождать

Согласно новым исследованиям, странный радиосигнал, который ранее считался возможным признаком внеземного разума в системе Проксима Центавра, на самом деле имеет земное происхождение.

Внеземной сигнал?

Несколько месяцев назад группа астрономов объявила об обнаружении странного радиосигнала в направлении Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звездной системы (на расстоянии около 4,2 световых лет), с помощью радиотелескопа Паркес в Австралии. В течение 26 часов телескоп зарегистрировал более четырех миллионов радиосигналов из окрестностей системы, но один радиовсплеск, записанный в течение пяти часов, выделялся как своей длительностью, так и особой длиной волны.

Астрономы зарегистрировали "узкополосный" сигнал, что означает, что он занимал только узкий диапазон радиочастот (982 МГц). Насколько нам известно, только наши спутники способны так сжимать электромагнитную энергию в один частотный диапазон. Однако команда поспешила исключить эту гипотезу.

С другой стороны, мы также знаем, что в этой системе находится каменистая планета размером с Землю (Проксима b), возможно, пригодная для жизни. Наконец, сигнал, названный Breakthrough Listen Candidate 1 (или BLC-1), как оказалось, слегка "эволюционировал" в течение пятичасового наблюдения, что позволяет предположить, что он исходит от движущейся планеты.

Это открытие вызвало любопытство ученых SETI. К сожалению, сигнал был обнаружен только один раз, весной 2019 года, что не позволило провести надлежащее последующее исследование. Скептики утверждали, что это, вероятно, может быть новая форма радиопомех, создаваемых нашей земной деятельностью. И они были правы.

Художественный вид экзопланеты Проксима b.

На самом деле это были "радиопомехи человеческого происхождения от технологии, возможно, на поверхности Земли", — подчеркивает София Шейх из Калифорнийского университета в Беркли и соавтор двух новых опубликованных исследований в Nature Astronomy.

В рамках этой работы, поскольку сигнал больше не появлялся при последующих наблюдениях за звездой, исследователи внимательно изучили свои исходные данные. Они обнаружили, что их программа автоматической сортировки ранее игнорировала несколько сигналов, которые были очень похожи на BLC1, но с разной частотой.

В итоге исследователи пришли к выводу, что BLC1 и эти "похожие" сигналы были компонентами одного и того же радиоисточника. Более того, этот радиоисточник, вероятно, пришел с Земли, где-то в нескольких сотнях километров от телескопа Parkes Murriyang. Команда считает, что тот факт, что BLC1 появился только во время этого пятичасового наблюдения за Проксимой Центавра, вероятно, просто совпадение.

Поскольку сигнал больше не появлялся, возможно, он исходил от неисправного электронного оборудования. Диапазон частот в сигнале также "соответствовал распространенным частотам тактовых генераторов, используемых в цифровой электронике", — написали исследователи, предположив, что находящийся поблизости телефон или компьютер мог произвести так называемый "сигнал пришельцев". Они планируют дальнейшие исследования для определения точного источника.