Астрономия

Потрясающее рентгеновское изображение обеспечивает глубокое погружение в Млечный Путь

Недавно выпущенная карта показывает нашу родную галактику в новом свете. Телескоп eROSITA отсканировал все небо рентгеновскими лучами, нарисовав красочный портрет, раскрывающий крупномасштабные структуры и сотни тысяч ранее неизвестных рентгеновских источников.

С его высоты на борту космического корабля SRG рентгеновский телескоп eROSITA медленно охватывает весь купол неба. Инструмент постоянно вращается, поэтому просмотр каждой области занимает от 150 до 200 секунд. За 182 дня ему удалось захватить диск галактики Млечный Путь и его окрестности, вглядываясь в четыре раза глубже, чем предыдущая съемка ROSAT.

Полученное изображение ошеломляет. Обнаруженные фотоны имеют цветовую кодировку, отображающую уровень их энергии; красные области имеют наименьшую энергию - от 0.3 до 0.6 кэВ, зеленые области - от 0.6 до 1 кэВ, синие - от 1 до 2.3 кэВ.

Аннотированная версия всеобъемлющего нового рентгеновского изображения eROSITA галактики Млечный Путь

Плотная пыль и газ в центре галактики поглощают низкоэнергетические рентгеновские фотоны, обнажая диск Млечного Пути в резких деталях как голубую полосу. Зеленые области, кружащиеся вдали от центра, представляют собой горячий газ, сметаемый от энергетических событий, таких как сверхновые звезды.

Большие желтые пузырьки над и под плоскостью галактики показывают гигантские "рентгеновские трубы", которые, по-видимому, выкачивают газ из центральной области на окраину. Они могут быть перенесены из древних периодов интенсивной активности из центральной черной дыры Млечного Пути.

Красный оттенок остальной части снимка - это пузырь рассеянного, горячего газа гораздо ближе к Солнечной системе, через который eROSITA вынуждена была проглядывать.

Яркие пятна рассеянные повсюду - это рентгеновские источники, такие как квазары и другие активные ядра Галактики. Они светятся благодаря огромному количеству пыли и газа, нагреваемых при попадании в черные дыры. Другими точками могут быть магнитары, бинарные звездные системы и остатки сверхновой.

Из-за своего размера и близкого расстояния к Земле, «остаток сверхновой Vela», который показан на этом снимке, является одним из самых заметных объектов в рентгеновском небе.

В целом, это изображение eROSITA захватило более миллиона источников рентгеновского излучения. Это вдвое больше, чем было обнаружено ранее.

И это только начало. В настоящее время обсерватория SRG приступает ко второму обследованию и в течение следующих трех с половиной лет подготовит еще семь таких карт. Объединение всего этого вместе позволит астрономам заглянуть еще глубже в космос.

Источник: Институт Макса Планка