АстрономияОбщие знания

Почему Нептун синий?

Из всех планет Солнечной системы Нептун - самый далекий. Это также самый "мирный", по крайней мере, во внешнем виде. И не зря этот "ледяной гигант" окутан голубоватой атмосферой. Но почему такой цвет?

Нептун, расположенный примерно в 4,5 миллиарда километров от Солнца, - единственная планета, невидимая невооруженным глазом. Таким образом, он был открыт Иоганном Галле по предсказаниям французского астронома Алексиса Бувара. Последний действительно отметил необъяснимые гравитационные возмущения на орбите Урана. С помощью математического анализа астрономома Урбена Жан Жозефа Леверье, также позволили определить местонахождение планеты.

Однако в то время никто не знал, как выглядит Нептун. Планета, которая в 58 раз больше Земли и примерно в 17 раз массивнее, впервые была посещена в 1989 году зондом НАСА "Вояджер-2", который сейчас летает в межзвездном пространстве. Затем во время полета корабль сделал несколько фотографий гиганта, наконец, впервые открыв нам его океанический оттенок. И действительно, если смотреть через телескоп, восьмая планета Солнечной системы предстает перед нами лазурно-голубой.

Во всем виноват метан

Чтобы объяснить этот видимый цвет, нам нужно взглянуть на его атмосферу, которая в основном состоит из трех газов: водорода (80%), гелия (19%) и метана (1%).

Известно, что облака Нептуна также варьируются в зависимости от высоты, как и на Земле. Более чем в 4,5 миллиардах километров от Солнца метан планеты конденсируется в самых высоких слоях атмосферы из-за низких температур.

Несмотря на то, что он составляет лишь относительно небольшую часть атмосферы Нептуна, этот газ поглощает волны красного цвета с длиной волны более 600 нм, тем самым отражая более «холодный» оттенок. Поэтому он несет основную ответственность за цвет, отображаемый Нептуном.

Однако лазурный облик Нептуна можно объяснить только этим газом. Это связано с тем, что содержание метана в атмосфере планеты аналогично содержанию метана на Уране. Однако эти два мира не отражают одни и те же цвета: Уран имеет цвет, близкий к аквамариновому. Таким образом, другие химические вещества, присутствующие в атмосфере Нептуна, также являются причиной его особого цвета. Однако до сих пор они не идентифицированы.

"Вояджер 2" сделал этот снимок Нептуна за несколько дней до его приближения, намеченного на 25 августа 1989 года. Мы видим, в частности, Великое темное пятно, гигантский шторм. Предоставлено: НАСА / Лаборатория реактивного движения - Калтех.

Скоро новая миссия в Нептун?

Несколько лет назад НАСА упомянуло о своем намерении отправить орбитальный аппарат и атмосферный зонд на Нептун и Уран к 2030 году. Идея состояла в том, чтобы изучить, как эти два гиганта были сформированы. Такой тип анализа мог бы позволить астрономам узнать больше о тысячах идентифицированных на сегодняшний день экзопланет, большинство из которых имеют размеры, близкие к размеру Нептуна.

Обратите внимание, что на данный момент это просто идеи на столе. Кроме того , речь идет также о посылке зонда на Тритон, его главную Луну. Если он будет одобрен (мы узнаем в следующем году), эта миссия может быть запущена в октябре 2025 года, чтобы, наконец, прибыть на место в 2038 году.