Астрофизика

Первые галактики во Вселенной поразительно яркие

Изображение скопления галактик SMACS 0723, полученное телескопом "Уэбб", включает тысячи галактик, в том числе самые слабые объекты, когда-либо наблюдавшиеся в инфракрасном диапазоне.

В ходе недавнего исследования космический телескоп "Джеймс Уэбб" сделал удивительное наблюдение: почти все первые галактики во Вселенной были окружены яркими облаками газа и излучали более интенсивный свет, чем находящиеся в них звезды. Это новое открытие в очередной раз опровергает теоретические предсказания.

Неожиданное наблюдение

Космический телескоп "Джеймс Уэбб" был создан с амбициозной целью — наблюдать Вселенную дальше и точнее, чем когда-либо прежде. Арсенал современных приборов позволяет ему исследовать самые отдаленные уголки космоса. Для этого обсерватория концентрируется на инфракрасном диапазоне, чтобы пробить завесу межзвездной пыли и получить более четкое представление о первых галактиках.

В ходе недавней наблюдательной кампании JWT сделал удивительное открытие, касающееся именно этих первых галактик во Вселенной. Вопреки теоретическим ожиданиям, почти все эти первобытные объекты были окутаны облаками яркого газа, излучающего более интенсивный свет, чем свет звезд, которые в них находились.

Данные для этого исследования были собраны в рамках программы телескопа Advanced Deep Extragalactic Survey. Эта программа направлена на сбор глубоких и точных инфракрасных данных о внегалактических галактиках, позволяющих получить беспрецедентное представление о составе, структуре и эволюции этих далеких звездных систем.

Динамическое взаимодействие

Анализ спектров, проведенный в рамках этого исследования, выявил экстремальные особенности излучения, что дает ценную информацию о составе этих ранних галактик. Спектры, представляющие собой разложение света, излучаемого небесными объектами, действительно показали отчетливые признаки, указывающие на присутствие газовых облаков. Эти облака обладают способностью улавливать свет, излучаемый окружающими звездами, а затем повторно излучать его.

Результаты показали, что почти 90% первых галактик были окружены этими яркими газами, излучающими исключительно интенсивный свет.

Изображение двух галактик, сделанное космическим телескопом Джеймса Уэбба всего через 400 миллионов лет после Большого взрыва.

Исследователи пытаются объяснить наличие этих газовых облаков в первых галактиках, обращая внимание на динамическое взаимодействие массивных молодых звезд с окружающим газом. Молодые звезды, в частности, испускают мощное излучение, в частности ультрафиолетовое излучение и энергичные фотоны. Это излучение возбуждает окружающий газ, вызывая сложные реакции в газовых облаках. В результате возбужденный газ излучает свет, который можно обнаружить в наблюдаемых спектрах.

Таким образом, эти характеристики излучения дают важные сведения о физических механизмах, действовавших в первых галактиках, в частности, о процессах формирования звезд и галактик на начальных этапах их существования.

Подробности исследования опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.