Астрофизика

Открыто около 600 новых сверхскоростных звезд

Группа астрономов Китайской академии наук (NAOC) недавно определила 591 новых сверхскоростных звезд. Их работа под руководством доктора Ли Иньби опубликована в выпуске серии дополнений к астрофизическому журналу от 17 декабря.

Большинство звезд Млечного Пути ведут себя предсказуемо, вращаясь вокруг галактического центра со скоростями около 100-300 км/сек. Но некоторые объекты достигают значительно более высоких скоростей: это так называемые "сверхскоростные" звезды.

После того как в 1980-х годах были выдвинуты теории, астрономам удалось доказать их существование в 2005 году, открыв первую звезду такого типа, и к настоящему времени идентифицировано 550 из этих объектов. В новом исследовании китайские астрономы говорят, что они обнаружили еще 591, удвоив известное число. Из этих вновь открытых звезд 43, возможно, даже смогут в будущем вырваться из гравитационного притяжения Млечного Пути, в конечном счете, улетев в межгалактическое пространство.

Исследователи говорят, что они выделили эти новые звезды на основе данных, полученных с помощью многоцелевого волоконно-оптического телескопа для больших участков неба (LAMOST), крупнейшего оптического телескопа Китая, способного наблюдать около 4000 небесных целей за одну экспозицию. Введенный в эксплуатацию в 2012 году, этот телескоп создал самую большую базу спектров в мире.

Астрономы также полагались на телескоп Gaia от Европейского космического агентства (ESA). Запущенный в 2013 году, этот инструмент на сегодняшний день предоставил нам астрометрические параметры более 1,3 миллиарда звездных источников. "Эти две огромные базы данных предоставили нам беспрецедентную возможность найти больше сверхбыстрых звезд", - объясняет профессор Луо Али, соавтор этого исследования.

Согласно исследованию, все эти звезды развиваются в звездном гало Млечного Пути, большая часть которого образовалась в результате аккреции и возмущения приливов галактик-спутников. Эти космические "спринтеры", таким образом, пришли бы из гораздо меньших галактик, вращающихся вокруг нас.

Напомним, что несколько месяцев назад команда астрономов объявила, что заметила еще одну из этих сверхскоростных звезд, движущихся на бешеной скорости. Причина: близкое столкновение с супермассивной черной дырой в нашей Галактике.

Конкретно, около пяти миллионов лет назад, пара звезд приблизились к Стрельцу А*. Одна из них, вероятно, была съедена, но другая выжила... Эта звезда под названием S5-HVS1, примерно в 2,3 раза массивнее Солнца, получила бы выгоду от гравитационной пращи, разогнавшей ее по Галактике со скоростью более 6 миллионов км/ч. Предыдущий рекорд до сих пор держала звезда 708 US, разогнавшаяся до 4,3 млн км/ч.