АстрономияНовости

Обнаружена близкая суперземля на пригодной для жизни орбите

Астрономы обнаружили три новые планеты, вращающиеся вокруг звезды K-типа HD 48948, расположенной примерно в 55 световых годах от Земли в созвездии Жирафа (Camelopardalis). Среди этих планет наиболее удаленная, HD 48948 d, кажется, особенно перспективной для поиска внеземной жизни. Она находится в обитаемой зоне своей звезды — области, где температурные условия могут допускать наличие жидкой воды на ее поверхности.

Звезда и ее планеты

Звезды K-типа, такие, как HD 48948, менее массивны и менее яркие, чем наше Солнце, но они более массивны, чем звезды M-типа (или красные карлики). Их часто называют "оранжевыми карликами" из-за характерного цвета. Масса HD 48948 составляет около 67 % массы Солнца, а возраст - 11,5 миллиарда лет.

Орбитальные периоды планет, обнаруженных вокруг HD 48948, составляют 7,3, 38 и 151 день соответственно. Из-за близости к звезде первые две планеты слишком горячие, чтобы считаться пригодными для жизни. Однако HD 48948 d с орбитальным периодом в 151 день находится на гораздо более интересном расстоянии.

Пригодная для жизни суперземля?

HD 48948 d обладает некоторыми интригующими характеристиками. Ее орбитальное расстояние сопоставимо с орбитой Венеры относительно Солнца, но из-за меньшей светимости HD 48948 температура на этой планете будет ближе к земной. Более того, она находится достаточно далеко от своей звезды, чтобы избежать разрушительного воздействия звездных вспышек — общей проблемы для планет вокруг красных карликов.

По оценкам, масса HD 48948 d примерно в 10,59 раза больше массы Земли, и она классифицируется как суперземля. Однако эта классификация основана исключительно на оценке массы по гравитационным эффектам, наблюдаемым на звезде, поскольку ни одна из планет системы не проходит транзитом перед HD 48948 с нашей точки зрения. Без таких транзитов невозможно напрямую измерить их размер и подтвердить состав. Поэтому остаются сомнения в ее истинной природе. В частности, HD 48948 d может оказаться не каменистой планетой, а мини-нептуном — планетой с плотной газообразной оболочкой.

Хотя для подтверждения состава HD 48948 d необходимы дальнейшие исследования, эта планета остается перспективным кандидатом для поиска внеземной жизни. Поэтому астрономы надеются, что будущие наблюдения, возможно, с помощью космических телескопов нового поколения, позволят определить, есть ли на этом объекте условия, благоприятные для жизни. Дальнейшее изучение этой системы может также открыть другие, пока неизвестные планеты, что обогатит наше понимание далеких звездных систем.