БиологияПрирода

Неизвестные вирусы были обнаружены во льдах Тибета

Недавно группа ученых выявила около двадцати ранее неизвестных вирусов в тибетских ледниках, расположенных на западе Китая. Присутствие этих вирусов, которые являются биологическими признаками прошлой среды, также поднимает вопросы о риске рециркуляции патогенов в условиях глобального таяния льда. Результаты исследования были опубликованы в журнале Microbiome 20 июля.

Исследователи сделали это открытие, проанализировав два ледяных керна, взятых из западной части Тибетского плато, на высоте более 6 500 метров. Используя инновационный метод секвенирования, они смогли определить генетический код значительного числа вирусов. В почти 15 000-летнем льду было обнаружено присутствие 33 вирусов, 28 из которых были ранее неизвестны. Считается, что вирусы возникли в почве и растениях, которые когда-то процветали в этом регионе.

"Эти ледники формировались постепенно, и вместе с пылью и газами в этот лед попало большое количество вирусов", — отмечает Чжи-Пин Чжун, микробиолог и ведущий автор статьи. "Ледники западного Китая изучены недостаточно хорошо, и наша цель - использовать эту информацию для отражения прошлой среды. И вирусы являются частью этих сред".

Вирусы, бактерии и климат: сложная взаимосвязь и плохо оцененные риски

Исследование вирусов, обитающих во льдах, все еще является новым направлением. Настоящее исследование - лишь третье, в котором четко определено их присутствие в природном льду. Однако речь идет не только о том, чтобы лучше понять недавнее прошлое. При нынешнем глобальном потеплении и повсеместном таянии криосферы Земли (полярные ледяные шапки, вечная мерзлота, ледники и т.д.) риск возвращения некоторых из этих патогенов в циркуляцию далеко не ничтожен. Поэтому потребность в исследованиях актуальна как никогда.

"Мы очень мало знаем о вирусах и микробах в этих экстремальных средах и о том, что там на самом деле находится", — признает Чжи-Пин Чжун. Документирование и понимание этого чрезвычайно важно: как бактерии и вирусы реагируют на изменение климата? Вспомните эпидемию сибирской язвы, поразившую Сибирь в 2016 году и которую ученые связывают с таянием туш оленей, закопанных в землю на протяжении десятилетий. Затем наступление жары вызвало массовое таяние поверхности, что привело к высвобождению все еще заразных спор.

Более того, известно, что такие вирусы, как оспа и испанский грипп, уютно расположились во многих местах, законсервированные морозом до поры до времени. Помимо неприятных сюрпризов, которые могут преподнести нам пока еще неизвестные вирусы, таяние льдов, таким образом, представляется гораздо более губительным, чем простое повышение уровня моря или изменение эстетики наших ландшафтов.