Новости

NASA - Озоновая дыра в Антарктике достигла своего наименьшего годового пика

Озоновая дыра в Антарктике достигла своего наименьшего годового пика за всю историю наблюдений с начала слежения в 1982 году, объявили в понедельник Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) и НАСА. Хотя мы делаем успехи в сокращении использования озоноразрушающих химических веществ, веха не означает, что мы решили проблему, предупредили агентства.

Вместо этого ученые приписывают относительно крошечную озоновую дыру необычайно мягкой температуре в этом слое атмосферы.

По данным NASA и NOAA, ежегодная озоновая дыра, которая состоит из области сильно истощенного озона высоко в стратосфере над Антарктидой, на высоте от 11 до 40 километров над поверхностью, - достигла своего пика в 6,3 млн. 8 сентября, а затем сократились до 3,9 миллиона квадратных миль в течение оставшейся части сентября и октября.

"В течение многих лет при нормальных погодных условиях озоновая дыра обычно увеличивается до максимум около 8 миллионов квадратных миль", - говорится в сообщении агентства.

Федеральный научный орган заявляет, что это третий раз за 40 лет, когда метеорологические системы вызывали теплые стратосферные температуры, которые тормозят потерю озона. Они сообщили, что подобные погодные условия привели к необычно маленьким озоновым дырам в 1988 и 2002 годах.

"Это редкое событие, которое мы все еще пытаемся понять", - заявила Сьюзен Страхан, специалист по атмосфере в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА в Мэриленде.

"Если бы потепления не произошло, мы бы, вероятно, смотрели на гораздо более типичную озоновую дыру".

Фиолетовый и синий цвета - там, где меньше всего озона, а желтые и красные - там, где больше озона.

Стратосферный озоновый слой помогает отразить поступающее ультрафиолетовое излучение от Солнца, защищая жизнь на Земле от ее вредных воздействий, таких как рак кожи, катаракта и повреждение растений.

Однако химические вещества, используемые для целей охлаждения, такие как хлорфторуглероды (ХФУ) и гидрофторуглероды (ГФУ), разрушают молекулы стратосферного озона, тем самым подвергая поверхность планеты большему количеству ультрафиолетового излучения.

Монреальский протокол, знаковый международный природоохранный договор, вступивший в силу в 1988 году, позволил сократить выбросы ХФУ во всем мире.

Эти химические вещества имеют атмосферную продолжительность жизни в несколько десятилетий и могут разрушить необычайное количество озона за это время. Озоновый слой медленно, но неуклонно восстанавливался с момента вступления в силу Монреальского протокола, но ему еще предстоит пройти долгий путь.

Каждый год в конце зимы в южном полушарии образуется озоновая дыра, поскольку солнечные лучи инициируют химические реакции между молекулами озона и искусственно созданными химически активными формами хлора и брома.

Эти химические реакции максимальны на поверхности высоко летящих облаков, но более мягкие, чем в среднем условия в стратосфере над Антарктидой в этом году препятствовали образованию и сохранению облаков, согласно заявлению НАСА. Это помогло предотвратить потерю значительного количества озона.

Например, в отличие от того, что обычно происходит, в этом году над Антарктидой не было области, в которой полностью отсутствовал бы озон, согласно измерениям NOAA с использованием метеозондов.

Погодные системы, которые минимизировали истощение озонового слоя в сентябре, известные как "внезапные стратосферные потепления", были необычайно сильны в этом году. Около 19 километров над поверхностью Земли температура в сентябре была на 29 градусов выше средней, сообщило НАСА, «что было самым теплым за 40-летний исторический рекорд за сентябрь с большим отрывом».

Как и в случае со стратосферным потеплением в Северном полушарии, это погодное явление помогло ослабить полярный вихрь Антарктики, ленту высокоскоростного воздуха, окружающего Южный полюс, который обычно концентрирует самый холодный воздух вблизи или над самим полюсом.

Вместо этого антарктический полярный вихрь был выведен из равновесия и значительно замедлился - от средней скорости ветра 260 км / ч до 107 км / ч.

Замедляющий вихрь позволял воздуху погружаться в нижнюю стратосферу, где он нагревался и препятствовал образованию облаков. Кроме того, измененная карта погоды помогла импортировать богатый озоном воздух из других частей Южного полушария, а не полностью изолировать полярный регион. Это также помогло повысить уровень озона.

Интересно, что изменение климата не станет причиной более частых внезапных потеплений в стратосфере над Южным полюсом, и вместо этого оно может усилить, а не ослабить полярный вихрь в целом.

В отличие от глобального потепления, открытие озоновой дыры учеными в Британской антарктической службе в 1985 году стимулировало международные действия. Это быстро привело к обязательному международному договору, который многие эксперты считают самым успешным природоохранным соглашением на сегодняшний день.

Фактически, политики даже используют его для решения проблем ГФУ, озоноразрушающих химических веществ, которые также являются загрязнителями глобального потепления.

С 2000 года уровни ХФУ в атмосфере медленно снижались, но они все еще достаточно многочисленны, чтобы вызывать ежегодные озоновые дыры на Северном и Южном полюсах.

Предполагая, что использование ХФУ продолжается с недавних пор, и что озоноразрушающие химические заменители не обнаружены и широко не используются, ученые ожидают, что озоновая дыра сократится до размеров 1980 года примерно к 2070 году, поскольку ХФУ, все еще находящиеся в верхних слоях атмосферы, постепенно уменьшаются.

Источник: The Washington Post.