АстрономияНовости

На Венере астрономы обнаружили гигантскую "стену облаков"

Команда астрономов объявляет об открытии настоящей "стены облаков" длиной в несколько тысяч километров, движущейся вокруг Венеры. Подобное явление в Солнечной системе наблюдается впервые.

Венера - настоящая атмосферная лаборатория, где все доведено до крайности. И не зря: её очень толстая оболочка, которая почти целиком состоит из углекислого газа, вращается в шестьдесят раз быстрее, чем сама планета. В результате могут образоваться ветры невероятной силы. Средняя температура поверхности тоже очень горячая, оценивается в 471 °С, а атмосферное давление в сто раз выше земного.

Именно эта атмосфера способствует формированию огромных облачных волн. Одна из них только что была обнаружена группой Японского космического агентства (ДЖАКСА) на основе данных с орбитального аппарата "Акацуки", зафиксированных в период с 2016 по 2018 год.

Эта особенность очень похожа на атмосферную волну. Однако, похоже, что эта структура сформировалась гораздо глубже, чем любая другая атмосферная волна, когда-либо наблюдавшаяся на Венере, укоренившаяся на высоте 47,5-56,5 км над уровнем моря в облачном слое, ответственном за парниковый эффект, который делает поверхность планеты такой горячей.

Кроме того, согласно данным, эта "стена облаков" длиной 7500 километров, по-видимому, движется с востока на запад вдоль экватора со скоростью более 328 километров в час. При этом она совершает полное кругосветное путешествие по планете за 4,9 земных дня. Для сравнения, другие облака, обнаруженные на этих высотах, несколько медленнее, с периодом вращения около 5.7 дней.

Также из исследования следует, что эта удивительная структура сложилась несколько десятилетий назад, еще в 1983 году. С другой стороны, астрономы до сих пор не знают, что является причиной этого.

"Это атмосферное возмущение - новое метеорологическое явление, невидимое на других планетах. По этой причине все еще трудно обеспечить надежную физическую интерпретацию", - подчеркивает Педро Мачадо из Института астрофизики и космических наук Португалии. В настоящее время ведутся дальнейшие наблюдения в попытке разгадать эту новую загадку атмосферы.

Знаменитая “стена облаков", движущаяся по экватору в северных и южных средних широтах. Предоставлено: Ксавье Перальта / JAXA

Различные проекты в стадии проработки

Несмотря на эти ужасные условия, Венера в настоящее время все еще является объектом исследований. Индийское космическое агентство планирует, в частности, отправить зонд вокруг Венеры, чтобы глубже изучить ее поверхность и атмосферу. Миссия может увидеть свет в 2023 году.

Несколько месяцев назад группа исследователей также предложила отправить летательные аппараты, похожие на летающие скаты, в ее атмосферу, чтобы лучше понять его состав.

Наконец, НАСА, со своей стороны, предлагает "вернуться на старый путь", разрабатывая автоматический вездеход для экстремальных сред (AREE) в течение последних нескольких лет. Это концепция сверхпрочной и полностью механической машины, способной исследовать и изучать различные геологические единицы на поверхности Венеры.

И не зря ни один инструмент, отправленный на планету, не сумел продержаться очень долго. Самый большой подвиг был достигнут зондом Венера 13, который в 1982 году сумел передать 22 снимка и проанализировать венерианскую породу. Советский аппарат действовал в течение 127 минут, прежде чем отказался от работы.