Астрономия

На Марсе давно не было дождя, но эти песчаные дюны выглядят как капли дождя

Марс известен тем, что является сухим и засушливым местом, где распространены пыльные красные песчаные дюны, а вода существует почти полностью в форме льда и вечной мерзлоты.

Однако положительным моментом является тот факт, что эти условия являются причиной того, что многие поверхностные особенности Марса так хорошо сохранились. И, как показали такие миссии, как Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), это позволяет сделать довольно интересные находки.

Посмотрите на фотографию, сделанную недавно инструментом Curiosity для получения изображений с высоким разрешением (HiRISE) на орбите над кратером Коперника на Марсе.

На этом изображении видны капли, похожие на признаки песчаных дюн, богатых оливином. Эти же типы дюн существуют на Земле, но очень редки, поскольку этот минерал быстро выветривается и превращается в глину во влажной среде.

Оливин используется геологами для описания группы породообразующих минералов, которые обычно находятся в магматических породах. Этот минерал назван так из-за его зеленого цвета, который обусловлен его химическим составом - на основе силиката (SiO4) и связан либо с магнием, либо с железом (Mg2SiO4; Fe2SiO4).

На Земле это обычно находится в темных магматических породах и является одним из первых минералов, которые кристаллизуются во время медленного охлаждения магмы.

(НАСА / JPL / Университет Аризоны)

Тем не менее это редкая вещь, чтобы найти столько песчаных дюн, которые богаты оливиновыми отложениями на Земле, как это было показано MRO. Причина этого в том, что оливин является одним из наиболее слабых распространенных минералов на поверхности Земли и быстро превращается в комбинацию глинистых минералов, оксидов железа и ферригидритов (iddingsite) в присутствии воды.

Однако залежи оливина были обнаружены в метеоритах, на Луне, Марсе и даже на астероиде Итокава (который посетила японская миссия Хаябуса в 2005 году). Поскольку астероиды и метеориты являются по существу остатком материала от формирования Солнечной системы, это предполагает, что оливиновые минералы присутствовали в то время.

Кроме того, наличие площадки на Марсе и Луне является ярким свидетельством того, что когда-то там существовала жидкая вода. Изучая запасы оливина и его побочных продуктов, ученые могут определить, когда Марс перешел от наличия жидкой воды на своей поверхности к очень сухому месту, которым он является сегодня.

Между тем, обнаружение этих многочисленных дюн на Марсе является свидетельством того, насколько хорошо некоторые особенности были сохранены с течением времени. Если бы на Марсе действительно была ветровая и водная эрозия, как на Земле, кратер Коперника очень быстро стал бы богатым глиной регионом.

Как всегда, Марс поражает нас уникальным сочетанием сходств и различий с Землей!