НовостиПланетология

«Мы думали, что это невозможно»: в районе марсианского экватора обнаружен водяной лед

Удивительное открытие всколыхнуло наши представления о Марсе. На экваторе Красной планеты обнаружен водяной лед — открытие, которое раньше было немыслимо в регионе, славящемся своим суровым климатом, а теперь открывает некоторые захватывающие перспективы.

Водяной лед на экваторе Марса

Обнаружение замерзшей воды на экваторе Марса стало большим прорывом в нашем понимании Красной планеты. Это неожиданное явление было обнаружено благодаря сотрудничеству двух космических миссий Европейского космического агентства (ЕКА): орбитального аппарата ExoMars Trace Gas Orbiter (TGO) и космического аппарата Mars Express.

Ранее ученые считали, что подобные ледяные образования невозможны в этом регионе из-за двух ключевых факторов: прямого воздействия Солнца и тонкой атмосферы Марса. Как и Земля, Марс подвержен сезонным колебаниям из-за наклона своей оси. Однако даже в экваториальных широтах, где Солнце наиболее прямое, температура остается относительно высокой из-за интенсивности солнечных лучей. Поэтому считалось, что любая вода на поверхности будет быстро испаряться под воздействием сильного тепла.

Кроме того, в отличие от Земли, Марс имеет чрезвычайно тонкую атмосферу, состоящую в основном из углекислого газа. Такая тонкая атмосфера не позволяет эффективно удерживать тепло, что приводит к резким перепадам температуры между днем и ночью. Поэтому даже если бы вода и смогла временно скопиться на поверхности, она бы быстро улетучилась под воздействием атмосферных условий.

Эти два фактора в совокупности заставили ученых считать, что образование водного льда на экваторе Марса маловероятно, если не невозможно. Однако недавнее открытие этих ледяных пятен ставит под сомнение эти предположения и поднимает новые вопросы о геологических и климатических процессах на Красной планете.

Гора Олимп, самый высокий вулкан не только на Марсе, но и во всей Солнечной системе.

Что показывают эти наблюдения?

Тщательный анализ собранных данных показывает, что эти ледяные пятна, хотя и временные, покрывают значительную площадь поверхности каждого из вулканов, наблюдаемых в регионе Фарсида. В этом регионе, крупнейшем вулканическом регионе Марса, находятся двенадцать массивных вулканов, включая величественный Олимп, самый высокий вулкан на Марсе и в Солнечной системе.

Ледяные пятна, которые образуются на рассвете, а затем испаряются под интенсивностью солнечных лучей, удивительно тонкие. По оценкам специалистов, их толщина равна толщине человеческого волоса. Несмотря на эту хрупкость, они содержат значительное количество воды. Фактически, вода, содержащаяся в этих слоях льда, могла бы заполнить около шестидесяти плавательных бассейнов олимпийского размера.

Последствия для будущих исследований

Это неожиданное открытие, естественно, поднимает увлекательные вопросы о геологических и климатических процессах на Марсе. Оно также ставит под сомнение существующие климатические модели и наши прогнозы относительно распределения воды на Красной планете.

Это наблюдение также открывает новые перспективы для космических исследований Марса. Оно предполагает, что водные ресурсы могут быть доступны даже в тех регионах, где, как считалось ранее, их не существует. Поэтому понимание этих гидрологических явлений будет иметь большое значение для планирования будущих космических миссий, как роботизированных, так и пилотируемых.

Подробности исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.