Здоровье и медицинаНовости

Многообещающие результаты вакцины против опухоли головного мозга

В новой статье, опубликованной в журнале Nature, сообщается о многообещающих результатах Фазы 1 испытания вакцины, разработанной, чтобы помочь иммунной системе лучше бороться с опухолями головного мозга.

Диффузные глиомы низкой степени злокачественности - это опухоли, поражающие молодых пациентов. После медленного роста они обычно становятся злокачественными в течение нескольких лет, что угрожает жизненному прогнозу тех, кого это касается.

Эти глиомы имеют тенденцию распространяться по всему мозгу. На самом деле, их сложно полностью удалить хирургическим путем. Химиотерапия и лучевая терапия часто имеют ограниченный эффект. Уже несколько лет команда Немецкого онкологического научно-исследовательского центра работает над другим подходом.

Эти опухоли часто имеют общую характеристику: более 70% глиом низкой степени злокачественности имеют единственную генную мутацию, влияющую на фермент, называемый изоцитратдегидрогеназой 1 (IDH1). Эта мутация IDH1 затем приводит к созданию новых белков, называемых неоэпитопами. Поэтому лаборатория предлагает разработать вакцину для поддержки иммунной системы пациентов, научив ее воздействовать на эти мутантные клетки IDH1.

Первые многообещающие результаты

В 2015 году, после многих лет разработок и экспериментов на животных, исследователи, наконец, приступили к первой фазе клинических испытаний. Эта первая фаза, в которой всегда участвует небольшая группа людей (в основном здоровые добровольцы), направлена на то, чтобы ответить на следующие вопросы: какова максимальная допустимая доза? Как она усваивается в организме? И каковы побочные эффекты?

В это исследование были зачислены 33 пациента с недавно диагностированной глиомой IDH1. Недавно опубликованные результаты этого испытания первой фазы показывают, что исследуемая вакцина безопасна (серьезных побочных эффектов не отмечено). Кроме того, 93% пациентов продемонстрировали эффективный ответ на вакцину, высвобождая иммунные Т-клетки, способные целенаправленно воздействовать на мутацию IDH1.

На момент трехлетнего наблюдения коэффициент выживаемости когорты составлял 84%. Кроме того, у 82% пациентов с сильной иммуногенной реакцией на вакцину рост опухоли не наблюдался.

МРТ диффузной глиомы (вверху). Предоставлено: Universitätsmedizin Mannheim.

Конечно, это только начало. Ни один другой вывод об окончательной эффективности пока не может быть сделан без более крупных испытаний. Однако эти первые результаты являются многообещающими. Уже проводится второе испытание фазы 1. Он сочетает в себе экспериментальную сыворотку с иммунотерапией ингибитором контрольной точки. На стадии планирования находится более крупное испытание фазы 2.