Астрономия

Миссия Gaia: ЕКА делится данными о 1,8 миллиарда звезд в Галактике

Европейское космическое агентство только что опубликовало последние данные своей миссии Gaia, в которых подробно описаны физические характеристики и расположение почти 1,8 миллиарда звезд в нашей галактике. Движение звездных источников на периферии также свидетельствует о бурном прошлом Млечного Пути.

Карта Млечного Пути

В конце 2013 года Европейское космическое агентство (ЕКА) запустило спутник Gaia, целью которого является определение положения, движения и расстояния звезд в нашей галактике в дополнение к их физическим свойствам. Для этого Gaia работает на орбите вокруг точки Лагранжа 2 (L2), расположенной на 1,5 миллиона километров позади Земли в направлении, противоположном Солнцу. Гравитационные силы между Землей и Солнцем уравновешены там, так что космический корабль остается в стабильном положении.

С этой позиции Gaia непрерывно сканирует небо, собирая данные в нескольких полосах светового спектра и записывая данные по нескольким тысячам звезд каждый день. К сведению, камера спутника с миллиардом пикселей - самая большая из когда-либо отправленных в космос. Инструмент действительно настолько мощный, что может определить диаметр человеческого волоса на расстоянии до тысячи километров.

Последний каталог, опубликованный в апреле 2018 года, предложил нам характеристики почти 1,7 миллиарда звезд. Новый каталог (Gaia EDR3), опубликованный в этот четверг, 3 декабря, содержит подробную информацию о ста миллионах дополнительных звездных источников. Из них 300 000 эволюционируют в пределах 326 световых лет от Солнца. Помимо включения большего количества источников, также улучшилась точность измерения.

Следы древнего столкновения и ускоряющейся Солнечной системы

Новые данные, полученные из Gaia, позволили астрономам проследить различные популяции звезд, развивающиеся к самому краю нашей галактики, галактическому антицентру.

Эти данные выявили компонент медленно движущихся звезд, медленно движущихся над плоскостью нашей галактики и направляющихся к ней, и компонент быстро движущихся звезд, движущихся на этот раз под плоскостью и направляющихся вверх. "Эта необычная модель не была предусмотрена ранее", - говорит ЕКА. "Это может быть результатом близкого столкновения Млечного Пути с карликовой галактикой Стрельца в недавнем прошлом нашей галактики".

Напомним, что карликовая галактика Стрельца в настоящее время "каннибализируется" Млечным Путем. Его последний близкий переход к нашей галактике, о котором здесь говорится в коммюнике, не был достаточным для ее распада, но удар, очевидно, был достаточно сильным, чтобы сорвать некоторые звезды Млечного Пути.

Наконец, данные Gaia также подтвердили ускорение Солнечной системы вокруг галактического центра. Это ускорение мягкое, но достаточное, чтобы каждую секунду отклонять траекторию нашей системы на диаметр одного атома. За один год это составляет около 115 км. Не бойтесь, это первое измерение кривизны орбиты Солнечной системы вокруг галактики соответствует теоретическим ожиданиям. Другими словами, это нормально.