АстрономияНовости

Крупнейший в мире радиотелескоп успешно завершил фазу испытаний

Новый радиотелескоп FAST в Китае в три раза более чувствителен, чем самый большой на сегодняшний день радиотелескоп в Пуэрто-Рико. Одна из целей проекта стоимостью 160 миллионов евро - сделать Китай первой страной в мире, обнаружившей сигналы инопланетян.

Согласно сообщению сферического телескопа с апертурой 500 м (FAST), крупнейшего в мире радиотелескопа, трехлетний этап испытаний и калибровки был успешно завершен. Радиотелескоп , построенный в китайской провинции Гуйчжоу в долине Даводанг, имеет диаметр 500 метров и призван сделать Китай ведущей страной в области астрономии. Согласно правительству Пекина, это включает в себя цель сделать Китай первой страной, которая получит сигналы от инопланетян. На этапе испытаний телескоп использовался в основном для наблюдения за нейтронными звездами. При этом было обнаружено более 100 быстро вращающихся пульсаров.

Радиотелескоп FAST утверждает, что по крайней мере в три раза мощнее, чем Обсерватория Аресибо в Пуэрто-Рико, которая была самым большим и наиболее чувствительным радиотелескопом на сегодняшний день. Из-за огромного скачка производительности астрономия ожидает серию принципиально новых открытий во Вселенной в ближайшие годы.

Международные астрономы приглашены для использования

На этапе испытаний использование нового радиотелескопа предназначалось исключительно для китайских ученых. По словам Чжицяна Шена, директора Шанхайской астрономической обсерватории и сопредседателя Комитета по быстрому мониторингу Академии наук Китая, телескоп также будет использоваться международными учеными в будущем.

В дополнение к поиску инопланетян в контексте SETI (Поиск внеземного разума) радиотелескоп должен также найти источники гравитационных волн и помочь найти объяснение для быстрых радиовсплесков (FRB), которые являются внегалактическими вспышками радиоизлучения. Из-за огромных размеров телескопа исследователи ожидают, что даже очень слабые радиоволны в космосе, которые ранее не могли быть записаны, могут быть обнаружены.

Высокая чувствительность телескопа проявилась еще в августе и сентябре 2019 года, когда гигантский измерительный прибор обнаружил сотни сигналов источника быстрого радиопередачи 121102, которые были восприняты другими телескопами лишь в незначительных частях.

4400 алюминиевых пластин образуют небесное око

Телескоп, получивший название Тяньянь в Китае, был построен за пять лет из 4400 отдельных алюминиевых пластин. Стоимость составила около 160 миллионов евро. Благодаря возможности совмещать отдельные алюминиевые пластины по отдельности, можно наблюдать несколько областей пространства параллельно с радиотелескопом.

Дальнейшее повышение производительности также позволит в будущем искать экзопланеты, которые до сих пор никогда не были обнаружены с помощью радиотелескопов. Для этого необходимо установить 36 дополнительных чаш диаметром 5 метров каждая. Как объясняет Ли, это стандартные приборы с малой мощностью, но в сочетании они могут увеличить разрешение радиотелескопа в сто раз.

Запланирован новый дата-центр

Ли также надеется, что центр управления телескопом будет перенесен в город Гуйян, где центр данных за 23 миллиона евро будет поддерживать работу астрономов. По словам Ли, это облегчит оценку данных, что в настоящее время является серьезной проблемой для исследовательского проекта. Кроме того, доступ будет проще для ученых и техников, которые в настоящее время должны путешествовать в отдаленный регион телескопа. О необходимых для этого инвестициях в настоящее время ведутся переговоры с правительством.

Использование мобильного телефона в непосредственной близости от телескопа запрещено.

Насколько серьезно Китай обеспокоен освоением космоса, показывает также недавно введенный запрет на смартфоны, дроны и ряд других электронных устройств вблизи радиотелескопа FAST для предотвращения помех от радиоволн. Вскоре ученые уже предупредили, что внедрение сети 5G может значительно усложнить наблюдение за небом, поскольку радиотелескопы и компании мобильной связи иногда используют одни и те же частоты.

Однако с помощью телескопа FAST возмущения ожидаются в основном от туристов, которые хотят сфотографировать телескоп. Таким образом, использование мешающей электроники в радиусе пяти километров может привести к штрафу в размере до 30 000 юаней, что составляет около 4000 евро.