АстрономияНовости

Крупнейшая обсерватория присоединяется к охоте за инопланетянами

SETI только что объявил, что двадцать восемь радиоантенн Очень большого массива (VLA) будут искать возможные техносигнатуры, испускаемые разумными внеземными цивилизациями. Вот как будет работать этот новый проект.

Very Large Array (VLA) - это радиообсерватория, расположенная в пустыне Нью-Мексико в США. Она состоит из двадцати восьми мобильных антенн, каждая из которых имеет диаметр двадцать пять метров. Все они могут быть настроены для работы по отдельности или вместе, чтобы создать антенную решетку с более высоким разрешением.

Обсерватория, построенная в 1970-х годах, названа в честь Карла Янского. Американский инженер известен тем, что в 1932 году обнаружил существование радиосигналов от космических источников, тем самым проложив путь для современной радиоастрономии.

С момента своего создания VLA сделала много важных открытий в радиоастрономии, способствуя картированию магнитных полей в нашей галактике, изучению квазаров и пульсаров, а также наблюдению за формированием звезд.

В последние годы обсерватория также обнаружила странные радиосигналы, источники которых остаются загадкой. Вот здесь-то и приходит на помощь SETI.

Что такое SETI?

SETI, что означает "Поиск внеземного разума", — это инициатива, направленная на обнаружение в космосе сигналов от других внеземных цивилизаций. Для этого исследователи используют телескопы для поиска искусственных радио сигналов. Наиболее перспективные из них затем изучаются более тщательно, чтобы определить их источник.

За прошедшие годы было запущено несколько проектов, в некоторых из которых использовались известные телескопы, такие как ныне разрушенный радиотелескоп Аресибо, радиотелескопы Грин-Бэнк (Западная Вирджиния), Паркес (Австралия), Лик (Калифорния), Кек (Гавайи) и Джемини (Гавайи и Чили). SETI также использовал приборы, созданные специально для поиска внеземных сигналов, например, массив телескопов Аллена в Калифорнии.

Несколько лет назад SETI решила также использовать VLA, чтобы лучше охарактеризовать эти знаменитые сигналы, происхождение которых неизвестно. "Эта обсерватория является эталонным инструментом для радиоастрономов, но мы впервые будем использовать ее в обширном и постоянном поиске техносигнатур", — сказал Эндрю Симион из Института SETI.

Анализ данных в фоновом режиме

На практике VLA будет продолжать работать в обычном режиме, сканируя ночное небо в поисках радиосигналов. Однако копия собранных данных будет передаваться на приемник под названием COSMIC (Commensal Open-Source Multimode Interferometer Cluster). Последний будет сфокусирован на определенном канале радиоволн, источники которых в основном искусственные. Система была протестирована на техносигнатурах, испускаемых зондом "Вояджер-1", который является самым удаленным от Земли рукотворным объектом.

"COSMIC работает комменсально, то есть в фоновом режиме, используя копию данных, которые астрономы берут для других научных целей", — резюмирует Пол Деморест, участвующий в проекте. "Это идеальный и очень эффективный способ получения большого количества времени на телескопе для поиска редких сигналов".

По оценкам исследователей, обсерватория сможет уловить радиосигналы примерно от десяти миллионов звездных систем.