Астрономия

Космическая тайна: массивная звезда исчезает без следа

Массивная звезда, замеченная несколько лет назад в далекой галактике, полностью исчезла с поля зрения радаров. Астрономы до сих пор удивляются, но ранние признаки указывают на то, что мы могли стать свидетелями события, которого раньше не видели.

В карликовой галактике Кинман (PHL 293B), расположенной в 75 миллионах световых лет от Земли в созвездии Водолея, когда-то была "ярко-синяя переменная" звезда, примерно в 2,5 миллиона раз ярче Солнца. Этот объект, явно находящийся на грани смерти, был предметом многочисленных исследований в период с 2001 по 2011 год, в ходе которых астрономы изучали его, чтобы лучше понять процесс окончания жизни звезд.

Но несколько месяцев назад группа исследователей снова сосредоточилась на этой звезде, используя Очень Большой Телескоп (VLT) Европейской Южной Обсерватории (Чили). Затем они с удивлением обнаружили, что его подпись полностью отсутствует.

"Звезда исчезла!"- говорит Эндрю Аллан из Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия) и ведущий автор этих работ.

В недоумении астрономы затем изучили архивные данные о звезде, записанные в 2011 и 2016 годах. Было установлено, что свет от звезды присутствовал в данных 2011 года, но не в данных 2016 года. В каком-то смысле, кажется, что звезда наконец-то бесследно исчезла чуть меньше 10 лет назад. Но как это возможно?

Карликовая галактика Кинмана. Предоставлено: НАСА, ЕКА / Хаббл, Дж. Эндрюс (США, Аризона)

Прямой переход в состояние черной дыры?

По мнению исследователей, возможно, что звезда просто стала менее яркой из-за большой потери массы.

Ведь эти объекты, как известно, особенно неустойчивы. Так что теоретически возможно, что эта звезда подверглась бурным извержениям материи, окончательно потеряв светимость. Таким образом, пыли, омывающей его галактику, было бы достаточно, чтобы она исчезла на наших глазах.

Однако, если бы это было так, астрономы наблюдали бы конкретные следы этих изменений в активности. Однако это доказательство отсутствовало в данных, собранных командой в 2019 году.

Затем они выдвигают другое объяснение, на этот раз гораздо более “экзотическое”. По их мнению, действительно могло случиться так, что звезда рухнула в черную дыру, минуя "сверхновую".

"Если бы это предположение подтвердилось, это было бы самым первым прямым обнаружением такой гигантской звезды, завершившей таким образом свое существование", - говорит Эндрю Аллан. Астроном все же уточняет, что было бы "очень необычно, если бы такая массивная звезда исчезла, не породив яркого взрыва сверхновой".

Потребуются дополнительные исследования, чтобы определить истинную судьбу этой звезды. Для этого астрономы намерены опираться на строящийся в Чили гигантский европейский телескоп (ELT), который планируется открыть в 2025 году. Благодаря первичному зеркалу диаметром 39 метров этот прибор сможет зондировать далекие галактики с непревзойденной точностью.

Подробности исследования опубликованы в ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества.