Астрономия

Комета 67P/Чурюмова — Герасименко уходит от нас, но когда она вернется?

Комета 67P/Чурюмова — Герасименко, только что приблизилась к Земле как никогда близко. В настоящее время объект удаляется от Солнца с двумя пассажирами человеческого происхождения на борту.

Увидимся через два века

Открытая в 1969 году, комета 67P/Чурюмова — Герасименко, совершила свое ближайшее сближение с Землей в ночь с пятницы 12 ноября на субботу 13 ноября, примерно в 2.50 утра (по московскому времени). Комета вошла в марсианскую орбиту и приблизилась к нашей планете на расстояние 62,8 миллиона километров. За девять дней до этого комета прошла перигелий - ближайшую к Солнцу точку на эллиптической орбите вокруг нашей звезды. В этот момент комета находилась на расстоянии около 181 миллиона километров от Солнца.

Объект, который все еще достаточно ярок, чтобы его можно было наблюдать в любительские телескопы, сейчас удаляется. Вернется ли он? Ответ - да, конечно. Но вас, скорее всего, уже не будет рядом. Небесный снежный ком совершит еще один близкий проход только в 2214 году, чуть менее чем через 200 лет.

Если вы хотите его посмотреть, сейчас самое время! Вы найдете ее возле Поллукса, самой яркой звезды в созвездии Близнецов.

Два безбилетных пассажира на борту

Комета 67P/Чурюмова — Герасименко была обнаружена зондом "Rosetta" Европейского космического агентства. Запущенный 2 марта 2004 года, космический аппарат достиг своей цели 6 августа 2014 года, проделав десятилетний путь протяженностью более 500 миллионов километров. Затем, 12 ноября 2014 года, зонд спустил на поверхность свою посадочную платформу Philae. В то время его приборы передали первые в истории изображения с поверхности кометы.

Это изображение кометы 67P/Чурюмова — Герасименко было сделано чуть более семи лет назад, 4 ноября 2014 года, европейской миссией Rosetta с расстояния 31,8 км.

Однако эта посадка не прошла гладко. При первом приземлении Philae отскочил дважды и оказался в гораздо менее удобном месте, чем выбрали для него ученые. Позже происшествие было объяснено отказом двух гарпунов, предназначенных для прикрепления посадочного модуля к комете при первом контакте.

Со своего места под скалой кометы Philae не мог видеть Солнце. Через два дня зонд исчерпал запас энергии перед тем, как "заснуть". Затем он ненадолго "проснулся" в июне 2015 года, когда угол наклона кометы к Солнцу изменился.

За это время "Rosetta" более двух с половиной лет находилась на близкой орбите кометы, проводя детальные измерения и наблюдения поверхности и ее ближайшего окружения. В конце своей миссии зонд окончательно врезался в поверхность кометы.

Несмотря на некоторые неудачи, миссия Rosetta и Philae по-прежнему делает комету 67P самой изученной кометой. Данные, собранные во время этой невероятной миссии, до сих пор изучаются.