КосмонавтикаНовости

Китайский космический самолет возвращается на Землю после 276 дней пребывания на орбите

Китайское информационное агентство Синьхуа сообщило, что сегодня, 8 мая 2023 года, китайский "секретный" космический самолет успешно вернулся из космоса. Этот аппарат, известный как "экспериментальный многоразовый космический корабль", пробыл на орбите 276 дней, что является настоящим рекордом для автономного китайского аппарата. Он взлетел 5 августа с помощью ракеты-носителя Чанчжэн-2F с космодрома Цзюцюань.

Однако это был не первый случай выхода на орбиту этого аппарата или аналогичных прототипов. Китайская программа космических самолетов началась с первого и неожиданного полета в сентябре 2020 года. В тот раз космический самолет пробыл на орбите два дня, после чего вернулся на китайскую военную базу во Внутренней Монголии.

Космический аппарат вернулся 8 мая и приземлился на военной базе Лоп Нур в Синьцзяне. Мы мало что знаем об этом аппарате, поскольку ни официальных, ни неофициальных изображений не было предоставлено. Та небольшая информация, которой мы располагаем, является косвенной, полученной при наблюдении за пусковой установкой этого космического аппарата и его полетом на орбите. Сразу видно, что конструкция очень похожа на американский X-37B. Таким образом, пока это космический самолет, не предназначенный для перевозки людей и используемый в основном для военных испытаний.

Китайский космоплан

Китайский космоплан, о котором идет речь, официально является гражданским проектом, полезным для разработки новых технологий выхода в космос и возвращения из него. Однако секретность этой миссии наводит на мысль о военном использовании и целях. В последнее время Китай публикует все меньше и меньше информации, даже о гражданской программе, что затрудняет понимание того, что есть что. Сомнений добавляет тот факт, что CASIC, китайский государственный гигант, занимающийся в основном военным космосом, реализует автономный проект другого космического аппарата под названием Tengyun.

Однако последняя информация о корабле, который вернулся 8 мая, появилась этим летом, когда части Чанчжэн-2F, использовавшегося для запуска, были выставлены в китайской средней школе. Эти части являются частью аппарата, который запустил космический корабль 4 августа; они представляют собой половину обтекателя и боковой бустер, соответственно. Более подробную информацию можно найти в этой статье.

Анализ размеров обтекателя и сравнение с X-37B слева. Видны два белых выступа.

Эти два предмета, упавшие после взлета ракеты, были подняты китайскими властями и выставлены во дворе средней школы. По-видимому, все это было обставлено в официальном порядке, в комплекте с видео, показывающим обтекатель в месте падения на землю. С тех пор видео и фотографии были удалены из китайских социальных сетей.

Космический аппарат, о котором идет речь, после первой части своей миссии разместился на почти круговой орбите 597 х 608 км. В прошлом году он также выпустил небольшой спутник, который двигался в непосредственной близости от того же космического аппарата, вероятно, для наблюдения за ним и изучения маневров сближения между объектами в космосе.