Космонавтика

Китайская космическая программа меняет модель производства для преодоления отставания от SpaceX

Китай переходит к революционной эре в аэрокосмическом производстве, чтобы конкурировать с США и SpaceX. Согласно отчету из South China Morning Post, новая система производства, известная как «вытягивающая окончательная сборка», позволит выпускать ракеты и спутники с такой же эффективностью, как автомобильные заводы выпускают машины. Для реализации данного метода, вдохновленного принципами автомобильного производства, необходимы кардинальные структурные преобразования в масштабах всей аэрокосмической отрасли страны.

Китай стремится нарастить свои производственные возможности в космической отрасли, чтобы составить конкуренцию США. В 2024 году США выполнили 158 орбитальных миссий, большинство из которых были осуществлены компанией SpaceX, тогда как Китай завершил 68 орбитальных запусков. В связи с растущим экономическим влиянием космической деятельности требуются масштабируемые и эффективные производственные системы. По оценкам, к 2045 году объем полезных нагрузок, выводимых на орбиту ежегодно, может достигнуть 170 000 тонн.

Новая система «вытягивающей сборки» направлена на массовое производство деталей спутников и ракет при более низких затратах с сохранением стандартов качества. Традиционно аэрокосмическое производство использовало «проталкивающую» систему, когда компоненты изготавливались на основе прогнозов и графиков запусков, что часто приводило к задержкам и накоплению запасов.

В основе «вытягивающей» системы, пионером которой стал японский концерн Toyota, лежит принцип гибкости. Её суть заключается в том, что компоненты не производятся заранее на основе прогнозов, а поставляются строго в тот момент и в том количестве, которое требуется для этапа окончательной сборки. Такой подход позволяет минимизировать образование излишков и сокращает затраты времени на управление запасами.

Китайская космическая отрасль теперь применяет аналогичный метод для производства ракет и спутников. Каждый этап, от окончательной сборки до сборки подсистем, компонентов и сырья, запускается только тогда, когда последующий этап сигнализирует о необходимости.

Новая система окажет значительное влияние на работу космической отрасли Китая, объединяя государственные предприятия, научно-исследовательские институты и частных поставщиков в рамках скоординированной национальной стратегии. Как отметил в июльской статье главный информационный директор China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) Ван Гоцин, это представляет собой системную и разрушительную трансформацию существующих производственных моделей.

Вместо фиксированных сборочных линий Китай внедряет модульные, гибкие системы сборки. Интеллектуальные сборочные центры используют искусственный интеллект и робототехнику для динамического переконфигурирования рабочих процессов. Совместная цифровая платформа соединяет различные лаборатории, поставщиков и фабрики, даже через сети с классификацией безопасности. Эта «цифровая доска вытягивания» дает менеджерам общее представление о цепочке поставок в реальном времени. В целом, система позволяет использовать интегрированный подход для создания более гибкой цепочки поставок для космической отрасли Китая. Такие мега-созвездия спутников, как Guowang, Qianfan и Hongtu-3, значительно улучшат способность Китая бросить вызов орбитальному доминированию SpaceX.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button