Технологии

Китай впервые поднял в воздух крупнейший беспилотный материнский корабль, способный запускать рои дронов в полёте

В Китае впервые успешно поднялся в воздух крупный беспилотный летательный аппарат Jetank, который государственные СМИ называют «авианесущим носителем для дронов». Первый полёт аппарата, известного как материнский корабль для роя беспилотников, состоялся в четверг в провинции Шэньси. Разработчиком выступила государственная корпорация авиационной промышленности AVIC. Китайские аэрокосмические аналитики заявили, что это событие свидетельствует о прогрессе Пекина в создании крупных многофункциональных беспилотных аппаратов, способных запускать рои меньших дронов.

Как сообщила газета People’s Daily, платформа Jetank разработана для укрепления «экономики малых высот» — государственной инициативы, направленной на расширение гражданских авиауслуг и ускорение инноваций в авиационной промышленной цепочке. AVIC описывает Jetank как разработанный внутри страны многоцелевой беспилотник с модульной конструкцией полезной нагрузки. Аппарат использует самостоятельно разработанные технологии, которые позволяют ему перевозить тяжёлые грузы, работать в широком диапазоне скоростей и взлетать с коротких взлётно-посадочных полос.

Согласно техническим характеристикам, обнародованным в государственных СМИ, длина Jetank составляет 16,35 метра, размах крыльев — 25 метров, а максимальный взлётный вес достигает 16 тонн. Он может нести полезную нагрузку до 6000 килограммов, находиться в воздухе 12 часов и имеет максимальная дальность полёта примерно 7000 километров, что ставит его в число крупнейших беспилотников своего класса. Государственные СМИ сообщают, что аппарат предназначен как для гражданских, так и для государственных операций. Благодаря модульной системе полезной нагрузки Jetank можно адаптировать для доставки грузов в отдалённые регионы, восстановления экстренной связи, транспортировки гуманитарной помощи и аэрофотосъёмки. К дополнительным областям применения относятся разведка полезных ископаемых, тушение лесных пожаров, морское правоохранительное патрулирование и мониторинг объектов культурного наследия.

Впервые аппарат был публично показан на авиасалоне Airshow China в Чжухае в 2024 году, где китайские телеканалы подчеркивали его потенциальные военные функции. Согласно телеканалу CCTV, Jetank имеет восемь подкрыльевых точек подвески и может нести управляемые бомбы массой 1000 килограммов, ракеты «воздух-воздух», противокорабельное оружие и кассетные боеприпасы. Открытая архитектура платформы позволяет заменять модули полезной нагрузки примерно за два часа, обеспечивая быстрый переход между ударными, транспортными и ролями радиоэлектронной борьбы.

Ключевой особенностью, привлёкшей внимание оборонных аналитиков, является внутренний модуль «гетерогенного улья» на борту Jetank — закрытый отсек, способный разместить сотни небольших дронов или кассетных боеприпасов. По данным CCTV, именно способность развертывать такие рои в полёте принесла аппарату прозвище «воздушный авианосец для беспилотников». Ван Яньнань, редактор пекинского журнала Aerospace Knowledge, заявил государственной Global Times, что Jetank представляет собой «беспилотник-носитель мирового класса» благодаря своей большой грузоподъёмности и способности выпускать рои меньших систем. Другой военный эксперт, Фу Цяньшао, отметил, что максимальный взлётный вес аппарата в 16 тонн даёт ему грузоподъёмность, сравнимую с пилотируемыми истребителями или истребителями-бомбардировщиками.

Китай уделяет приоритетное внимание развитию тяжёлых и автономных авиационных платформ в рамках более широкой кампании модернизации в военном и гражданском секторах. AVIC не объявляла, когда Jetank начнёт эксплуатироваться. Однако государственные СМИ назвали его первый полёт «прорывом» для Китая в разработке крупных беспилотных летательных аппаратов.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button