КосмонавтикаНовости

Канада собирается распространить действие уголовного кодекса на преступления, совершенные на Луне

Канада работает над законодательством, предусматривающим наказание за преступления, совершенные на Луне и вокруг нее. Законопроект о бюджете со специальной поправкой прошел первое чтение 29 апреля в Палате общин страны. Любое преступление, совершенное на Луне и вокруг нее или во время космического полета, будет рассматриваться так же, как если бы оно было совершено на территории Канады.

Канада готовится распространить свою ауру на космическое пространство. Страна, которая поставляет роботизированный манипулятор Canadarm2 для Международной космической станции, стала первым государством, подписавшим соглашение Артемида с Соединенными Штатами в 2019 году. Согласно этому соглашению, Канада предоставит новый роботизированный манипулятор (Canadarm3) для будущей лунно-орбитальной станции в обмен на привилегированный доступ к лунному пространству.

Уже установлено, что канадский астронавт будет участвовать в миссии "Артемида-2", которая станет первой пилотируемой миссией программы "Артемида". Запланированный на 2024 год, полет экипажа вокруг Луны перед возвращением на Землю проложит путь к возвращению людей на Луну в 2025 году.

Похоже, что страна предпринимает инициативы и на законодательном фронте. Канада работает над законодательством, которое позволит преследовать преступления, совершенные на Луне и вокруг нее. Это предложение включено в законопроект об исполнении федерального бюджета Канады на 2022 год, представленный в Палату общин несколько дней назад.

С практической точки зрения, как следует из меры, включенной в законопроект С-19, канадский член экипажа, совершивший в космосе деяние, считающееся преступным в Канаде, будет судим так же, как если бы это деяние было совершено на территории Канады. Преступления, совершенные на поверхности Луны, на борту космической станции, находящейся на лунной орбите, или во время транспортировки к этим местам назначения, будут подпадать под действие предлагаемого законодательства, подвергая канадцев судебному преследованию.

Если раздел о космическом праве будет ратифицирован, это будет иметь далеко идущие последствия для международной уголовной юрисдикции в космосе. Хотя Договор по космосу 1967 года, ратифицированный более чем 100 странами, остается доминирующим фактором в космическом праве, число людей и стран, участвующих в космической деятельности, растет. Поэтому характер и масштабы преступлений могут быть сложными, иногда в них могут быть вовлечены несколько человек разных национальностей. Поэтому в долгосрочной перспективе могут потребоваться дополнительные поправки для регулирования этой новой космической среды.