Астрономия

Какое самое холодное место во Вселенной?

Если вам интересно, где самое холодное место во Вселенной, обратитесь к туманности Бумеранг. Это межзвездная смесь ионизированной пыли и газов при температуре минус 272 °C - всего на один градус выше абсолютного нуля. Расположенная в 5000 световых годах от Земли, эта молодая планетарная туманность является продуктом умирающей звезды в ее центре.

Примерно через 5 миллиардов лет наша звезда должна стать красным гигантом. Её ядро сократится, но его внешние слои расширятся в направлении орбиты Марса, поглощая нашу планету. В конце концов, сжигая весь свой водород, красные гиганты смогут соединить гелий с более тяжелыми элементами, но этот процесс также имеет свои пределы. Именно тогда происходит коллапс центральных слоев звезды. В этот момент звезда превращается в белый карлик, который является не чем иным, как ядром сгоревшей звезды.

Когда происходит коллапс, внешние слои звезды остаются позади. Свет от белой карликовой звезды затем освещает газ: вы получаете прекрасную планетарную туманность. Это называется так потому, что астрономы привыкли думать об этих явлениях как о планетах. Этот газ очень быстро расширяется, двигаясь вперед со скоростью около 585 000 км/ч. Вот почему туманность такая холодная: расширение вызывает падение давления, а снижение давления замедляет молекулы газа. Температура, по сути, является мерой того, как быстро движутся молекулы: чем быстрее движутся молекулы, тем горячее газ.

Туманность Бумеранг во всей красе запечатлена на этом изображении камерой космического телескопа Хаббла.

А как насчет самого холодного места на Земле? В 2015 году группа физиков в Массачусетском технологическом институте охладила атомы до самой холодной за всю историю человечества температуры: 500 нанокельвинов - это минус 273,15°С. Это намного холоднее, чем туманность Бумеранг, но исследователи использовали лазеры для охлаждения отдельных атомов натрия и калия.