Общие знания

Как водные животные ориентируются под водой?

Многие морские организмы, такие как черепахи, акулы и лосось, используют магнитное поле Земли для навигации к нужному месту назначения.

71% поверхности Земли - это вода. Теперь представьте, что вы - рыба, акула, черепаха или другое водное животное, плавающее в огромных океанах. Как вы будете ориентироваться в этом огромном водном бассейне, простирающемся на тысячи километров по всему земному шару? Ведь для этих существ не существует дорожных знаков или карт.

Им удается найти дорогу с помощью встроенного компаса, настроенного на магнитное поле Земли.

Магнитное поле Земли

Магнитное поле Земли создается ее ядром.

Внутри ядра в результате радиоактивного распада и химических реакций выделяется огромное количество тепла. Вместе с этим теплом возникает сильное магнитное поле. Кроме того, железо, находящееся в ядре, генерирует собственный электрический ток в присутствии магнитного поля. Этот электрический ток вызывает собственное магнитное поле, создавая бесконечный цикл.

Как и любой другой магнит, магнитное поле имеет два полюса - южный, который указывает на географический северный полюс Земли, и северный, который указывает на географический южный полюс.

Уже много лет ученые размышляют над тем, как морские существа узнают, куда плыть и как продолжать свое путешествие. Например, только что вылупившиеся на суше черепашки никогда не были в море. Тем не менее они знают дорогу к популярным местам размножения и спаривания, где они могут догнать своих друзей и родственников.

Исследования показали, что черепахи используют магнитное поле Земли для навигации.

Магниторецепция

В 1957 году Ганс Фромм, научный сотрудник Франкфуртского зоологического института в Германии, заметил, что малиновки (птица из семейства мухоловковых), которых он держал в клетке в своем офисе, стали беспокойными, непрерывно порхая в юго-западной части клетки. Такое поведение продолжалось в течение сезона миграции малиновок, которые, как известно, мигрируют на зиму на юго-запад в Испанию.

Удивительно, но птицы в клетке никогда не выходили на улицу. Они также не видели других вольных малиновок, летящих на юго-запад, и не пользовались другими навигационными приборами, такими как солнце или звезды. Что же направляло их в поисках спасения?

Фромм решил, что это может быть магнитное поле Земли.

Позже было доказано, что птицы используют магнитное поле Земли для навигации, а что, если морские обитатели поступают так же?

Как и черепахи, водные животные, такие как лосось, киты и акулы, имеют в голове что-то вроде встроенного компаса. Они чувствуют магнитное поле Земли и используют его для навигации. Они работают как наши обычные компасы, указывая на север в соответствии с магнитным полем Земли.

Эта способность называется магниторецепцией и вместе со встроенным компасом показывает животным, где находится юг, указывая на магнитный север Земли.

Проблемы с навигацией

Одно наблюдение, которое ставит в тупик ученых, заключается в том, что магнитное поле Земли перемещается.

Расплавленное железо внутри сердечника вращается в разных направлениях, заставляя полюса переворачиваться. В основном север становится югом и наоборот. Не пугайтесь, это нормально и происходит каждые несколько сотен или тысяч лет, но на этот раз это происходит быстрее, чем обычно. Мы не знаем, когда именно это произойдет.

Вдобавок к этому, похоже, что напряженность магнитного поля ослабевает из-за корональных выбросов массы, плазменных вспышек Солнца, обладающих магнитной активностью.

Эти неустойчивые изменения магнитного поля могут нарушить навигационные способности всех этих животных. Их чувство ориентации может быть нарушено, и им будет сложнее определить, какой путь выбрать во время миграции.

Может ли это быть одной из причин того, что киты все чаще теряются и оказываются на суше?

Биологи все еще пытаются выяснить, как животные способны понимать эту магнитную информацию, но все, что мы знаем, это то, что многие морские животные способны считывать эту информацию с рождения и их не нужно никак обучать этой способности.