АстрономияНовости

Инопланетяне не связываются с нами, потому что Земля не была бы исключительной, предполагает исследование

Почему до сих пор ни одна внеземная цивилизация так или иначе не связалась с нами, когда в нашей галактике несколько сотен миллиардов планет? Амри Вандель, доктор астрофизики Иерусалимского университета, предлагает новый ответ на этот вопрос, известный как парадокс Ферми. По его словам, инопланетяне — если они вообще существуют — будут стремиться вступить в контакт с наиболее технологически развитыми формами жизни. И с их точки зрения, Земля не была бы приоритетной целью.

Парадокс Ферми, сформулированный итальянским физиком Энрико Ферми в 1950 году, касается возможности внеземной жизни и возможного контакта. По его мнению, среди планетных систем старше нашей Солнечной системы должны были появиться более развитые цивилизации и следы их существования должны быть видны с Земли. Так почему же мы никогда не обнаруживали ни малейших признаков их существования? Было выдвинуто несколько гипотез: некоторые предполагают, что жизнь редка, что разумная жизнь редка или что цивилизации, способные к космическим полетам, редки.

Другие, основываясь на многочисленных сообщениях о неопознанных воздушных явлениях, считают, что инопланетяне уже посетили нашу Солнечную систему либо непосредственно, либо с помощью космических зондов. Однако Амри Вандель считает, что другая цивилизация с ограниченными ресурсами предпочла бы выбрать наиболее интересные планеты. Земля не была бы такой исключительной. "Внеземные цивилизации не будут считать Землю чем-то особенным, потому что, вероятно, существует множество биотических планет, расположенных ближе к ним", — объясняет физик в своей статье, опубликованной в препринте.

Биотические миры встречаются чаще, чем технологические

Одно из возможных решений парадокса Ферми заключается в том, что у других цивилизаций не хватит ресурсов или они не выживут достаточно долго, чтобы колонизировать или исследовать другие планетарные системы. Исходя из нашего собственного опыта, при ограниченных ресурсах внеземная цивилизация в первую очередь нацелилась бы на наиболее интересные планеты в своем галактическом районе.

Учитывая, что планеты, поддерживающие жизнь, встречаются относительно часто, некоторые из них - например, Земля - можно было бы отличить по техносигнатуре. Вандель объясняет, что интеллект и техносигнатуры могут встречаться гораздо реже, чем биотические признаки, не в последнюю очередь из-за аргумента времени: планеты могут оставаться биотическими в течение миллиардов лет и демонстрировать биосигнатуры в течение длительного времени, тогда как цивилизации с техносигнатурами могут существовать в гораздо более короткий период.

"Разумные" радиосигналы с Земли начали распространяться в космос менее века назад, говорит астрофизик, с появлением первых коротковолновых радиопередач и использованием радара в 1930-х годах; но эти сигналы, составляющие "радиосферу", вероятно, еще не распространились дальше 100 световых лет. Более того, эти сигналы не были намеренно отправлены в космос и поэтому не отличаются высочайшим качеством...

Техносигнатура Земли могла еще не достичь других цивилизаций, если только они не находились достаточно близко к нам. Вероятность того, что инопланетная цивилизация находится достаточно близко (не более 50 световых лет), чтобы обнаружить сигналы Земли и, следовательно, послать зонды или сообщения, которые могли бы достичь нас, "чрезвычайно мала", согласно расчетам Ванделя, если только технологически развитые цивилизации не являются чрезвычайно многочисленными (порядка 108 или более в галактике).

Эпоха "контакта" продолжительностью от нескольких сотен до нескольких тысяч лет

Расчеты показывают, что для числа цивилизаций, меньшего или равного 10 000, вероятность найти цивилизацию, способную обнаружить радиосферу Земли, меньше или равна 10-5 (или 0,00001)!

Вероятность (log p) обнаружения цивилизации на расстоянии a (верхняя ось), с которого зонд со скоростью v/c (нижняя ось) мог бы достичь Земли через 100 лет после первых передач с Земли. Сплошные кривые - для N=100 (нижняя кривая) и N=10 000 (верхняя кривая) цивилизаций, предположительно равномерно рассеянных в галактике. Пунктирные кривые - для N=106 (нижняя кривая) и N=108 (верхняя кривая) цивилизаций.

Поскольку радиосфера расширяется со временем, вероятность контакта также увеличивается. Эпоха контакта определяется как момент (с начала радиопередач), когда вероятность контакта становится порядка единицы. В этот момент внеземные физические зонды (или сообщения) становятся более вероятными.

Но если цивилизации не очень многочисленны, то эпоха контакта составляет порядка от нескольких сотен до нескольких тысяч лет! И это справедливо как для физических зондов (и возможных прямых визитов инопланетян), так и для передач (которые находятся в центре внимания программы SETI). Таким образом, это может объяснить отсутствие обнаружения сигналов в рамках проекта SETI, первые проекты которого были запущены в 1960-х годах.

Вандель указывает, что отсутствие сигналов также можно объяснить тем, что внеземная цивилизация может быть некоммуникабельной или что сигналы, направленные на Землю, могли быть отправлены, когда мы их не слушали. Но он по-прежнему убежден, что мы не готовы обнаружить малейший внеземной сигнал. "Цивилизации вряд ли смогут общаться друг с другом, если их коммуникативная продолжительность жизни не составит хотя бы несколько тысяч лет", — заключает он.