АстрономияАстрофизика

Галактическая катастрофа, вызвавшая образование Солнечной системы?

Недавние анализы показывают, что космический "флирт", имевший место около пяти миллиардов лет назад, возможно, способствовал рождению Солнечной системы.

Во Вселенной все находится в движении : планеты, звезды, галактики, скопления галактик. Так иногда, в зависимости от пройденных путей, галактики начинают вместе "флиртовать". Согласно недавнему исследованию, одно из этих сближений, включая Млечный Путь и карликовую галактику Стрельца, может быть, кстати, причиной образования нашей Солнечной системы.

Три встречи

Обнаруженный в 1990-х годах, Стрелец представляет собой небольшую галактику из нескольких десятков миллионов звезд, которую Млечный Путь почти пожирает. Астрономы знают, что объект несколько раз "терся" о диск нашей галактики, всегда становясь немного ближе с каждым проходом.

Согласно телескопу Gaia ESA - инструменту, способному не только точно измерять положения более миллиарда звезд, но и скорость их движения - три "столкновения" уже произошли. "Сначала около пяти или шести миллиардов лет назад, затем около двух миллиардов лет назад и, наконец, миллиард лет назад", - говорит Томас Руис-Лара из Института Астрофизика Канарских островов (МАК) на Тенерифе (Испания).

Рождение Солнца

Более того, предыдущие исследования также показали, что эти космические "флирты" между галактиками и пульсации, которые они генерируют, могут способствовать образованию звезд в определенных областях.

То, что сегодня предлагается в этом исследовании, опубликованном в журнале Nature Astronomy, все еще основанном на данных Gaia, заключается в том, что рябь, вызванная этими сближениями между Млечным Путем и Стрельцом, похоже, также вызвала крупные эпизоды Звездных образований в нашей галактике. И один из них - первый - совпадет со временем, когда родилось наше Солнце, 4,7 миллиарда лет назад.

Таким образом, наша планета не могла бы появиться, если бы карликовая галактика Стрельца не была бы поймана в ловушку гравитационным притяжением Млечного Пути. По крайней мере, это то, что предполагает эта работа.

"Солнце образовалось в то время, когда звезды образовались в Млечном Пути из-за первого прохождения Стрельца, - отмечает астроном. Очевидно, что мы не можем подтвердить, что облако газа и пыли, превратившееся в Солнце, действительно разрушилось из-за влияния Стрельца, но, учитывая возраст нашей звезды, это сценарий вполне возможен".

Обзор количества спутниковых галактик, развивающихся вокруг Млечного Пути. Один из них, Стрелец, мог быть источником зарождения Солнечной системы. Предоставлено: Википедия

Влияние, которое все еще ощутимо

Напомним, данные Gaia также предполагают, что Стрелец, Возможно, пересек диск Млечного Пути около миллиарда лет назад, возможно, меньше. И некоторые звезды все еще страдают от этого. Анализируя данные телескопа, астрономы действительно недавно наткнулись на необычные звездные движения в диске Млечного Пути.

Другими словами, хотя эта встреча произошла "недавно", мы все еще можем наблюдать последствия на текущих орбитах звезд вблизи Солнца. Проанализированные скорости течения звезд указывают на то, что они все еще восстанавливаются после гравитационных воздействий прошлого. По мнению исследователей, пройдет еще миллиард лет, прежде чем они полностью преодолеют эту травму и восстановят определенное равновесие.