Астрономия

FarFarOut: самый далекий из известных объектов Солнечной системы

Команда астрономов только что подтвердила существование самого далекого из известных объектов Солнечной системы. Его диаметр составляет около 400 километров, и он может совершить кругосветное путешествие вокруг Солнца за более чем 800 лет.

В феврале 2019 года группа астрономов во главе со Скоттом Шеппардом из Научного института Карнеги (США) объявила, что они идентифицировали объект примерно в 132 астрономических единицах (АЕ) от Солнца (АЕ эквивалентно расстоянию между Землей и Солнцем, или около 150 миллионов километров). Если открытие подтвердится, это может быть самое далекое тело, когда-либо обнаруженное в Солнечной системе.

Присутствие подтверждено!

Теперь это подтверждено. Первоначально названный "FarFarOut" (очень, очень далеко), он временно был крещен в 2018 AG 37 в ожидании настоящего крещения Международным астрономическим союзом. Эти новые наблюдения также позволили исследователям немного охарактеризовать объект. Теперь мы знаем, что он имеет диаметр около четырехсот километров.

В конечном итоге объект находится в 101 астрономической единице от Солнца, что в 101 раз превышает расстояние между Землей и Солнцем. Это немного ближе, чем предполагалось изначально. Однако он остается самым удаленным из известных объектов Солнечной системы. Для сравнения, Плутон находится на среднем орбитальном расстоянии около 39 астрономических единиц.

Обратите внимание, что это среднее расстояние. На своей орбите вокруг Солнца, очень "овальной", объект может удалиться до 175 астрономических единиц от нашей звезды и приблизиться к ней до 27 астрономических единиц, что возвращает его обратно в орбиту Нептуна. Причем последний мог быть причастен к "возвращению" объекта.

"FarFarOut, вероятно, был отброшен во Внешнюю Солнечную систему из-за того, что в далеком прошлом слишком близко подошел к Нептуну", - предполагает астроном Чад Трухильо из Университета Северной Аризоны. "Вероятно, в будущем он снова будет взаимодействовать с Нептуном, поскольку их орбиты все еще пересекаются".

Однако, объект все еще очень загадочен. И не зря: за два года он наблюдался всего девять раз. Мы пока не знаем, например, является ли это "простым" очень большим нерегулярным объектом из пояса Койпера или же он может соответствовать критериям классификации как карликовая планета.

Астрономы также не совсем уверены в его орбите. Тем не менее они предполагают, что объект мог совершить оборот вокруг Солнца чуть менее чем за восемьсот лет. Очевидно, что для ответа на эти вопросы потребуются дополнительные наблюдения.

"FarFarOut действительно не торопится кружить вокруг Солнца", - продолжает Дэвид Толен из Гавайского университета в Маноа. "Он очень медленно движется по небу, что требует нескольких лет наблюдений, чтобы определить его точную траекторию".

По своей сути, Шеппард, Толен и Трухильо работают вместе над изучением внешней Солнечной системы в надежде, что однажды они могут наткнуться на таинственную “планету девять”, гигантский, но все еще гипотетический объект, который должен развиваться в границах нашей системы. Совсем недавно те же исследователи обнаружили еще двенадцать спутников, вращающихся вокруг Юпитера, а также двадцать других спутников, вращающихся вокруг Сатурна.