Космонавтика

Это растение может помочь людям выжить на Марсе

Идея выращивания пищи на Марсе отнюдь не проста. Однако недавно исследователи нашли способ производить удобрения без использования человеческих отходов. По мнению ученых, люцерна — это растение, которое может расти так же хорошо, как и на Земле.

Лучшая альтернатива экскрементам

Выращивание растений на Марсе? Почему бы и нет? Как бы то ни было, эта идея уже несколько лет набирает обороты, имея в виду будущую колонизацию Красной планеты. Например, в 2020 году исследователи воссоздали почву Марса на основе образцов НАСА, чтобы разработать решения для развития сельского хозяйства на Марсе. С 2016 года голландские исследователи также изучают выращивание продовольственных культур на смоделированной марсианской почве и недавно провели эксперимент по выращиванию зеленых бобов, используя в качестве удобрения компонент человеческой мочи.

Другой пример — фильм "Марсианин" (2015) с Мэттом Дэймоном в главной роли, в котором астронавту Марку Уотни удается выжить, выращивая картофель с помощью собственных экскрементов. Хотя НАСА некоторое время назад подтвердило, что эта техника может работать, безусловно, существуют более эффективные альтернативы. В исследовании, опубликованном 17 августа 2022 года в журнале PLOS One, ученые из Университета штата Айова (США) подробно описали одно из таких решений.

Чудо-растение

"Низкое содержание питательных веществ в марсианской почве и высокая соленость воды делают ее непригодной для прямого использования при выращивании продовольственных культур на Марсе. Поэтому важно разработать стратегии по улучшению содержания питательных веществ в марсианской почве и опреснению солоноватой воды для длительных полетов", — говорят исследователи.

Авторы исследования указали на "чудо-растение" - люцерну, многолетнее растение, которое тысячелетиями использовалось на Земле для кормления скота. Мы также едим его сырые ростки. По мнению исследователей, люцерна может выжить на марсианской почве, которая лишена органических веществ и микробов. Тем не менее, возможно, что растение может расти таким же здоровым, как и на Земле. Кроме того, исследователи пошли дальше и сделали открытие. Из люцерны можно выращивать другие растения, такие как салат, репа и редис, используя ее в качестве удобрения. Это три растения, не требующие особого ухода, которые быстро растут и не требуют много воды.

Хотя это исследование, безусловно, дает надежду, будущим колонизаторам Марса придется столкнуться с серьезной проблемой: отсутствием пресной воды. Однако авторы исследования считают, что солоноватая вода на Марсе может быть обработана одним из видов морских бактерий перед фильтрацией с помощью вулканических пород. Этот процесс может производить пресную воду, необходимую для выращивания сельскохозяйственных культур.