Астрономия

Эта суперземля пересекает обитаемую зону своей звезды

Суперземля, расположенная всего в 37 световых годах от нашей Солнечной системы, находится в так называемой обитаемой зоне своей красной карликовой звезды. Близость планеты к Земле позволяет провести атмосферное исследование. Эта работа может помочь исследователям определить, может ли жизнь существовать вокруг звезд низкой массы. Подробности исследования опубликованы в журнале Publication of the Astronomical Society of Japan.

Красные карлики — это небольшие звезды, составляющие около 75% всех звезд в нашей галактике. Эти объекты особенно многочисленны вокруг нашей Солнечной системы, что делает их системы идеальными объектами для исследования экзопланет и внеземной жизни.

Тот факт, что красные карлики маленькие, означает, что они также очень холодные, с температурой от 1700 °C до 3500 °C. Их относительно низкая температура делает их темными в видимом свете, в отличие от более крупных звезд. Поэтому для их наблюдения астрономам приходится обращаться к инфракрасному диапазону.

Для этого Астробиологический центр в Японии разработал инфракрасный доплеровский прибор (IRD), установленный на телескопе Subaru на Гавайях. Совсем недавно астрономы использовали его для выявления наличия экзопланет вокруг красных карликов путем поиска признаков колебания звезд. Присутствие планеты может вызвать небольшое изменение длины волны света звезды по мере ее движения к Земле и от нее.

Пригодная для жизни суперземля?

Благодаря этому инструменту, как объясняют астрономы, они обнаружили новую планету, которая каждые одиннадцать дней приближается к обитаемой зоне своей звезды - зоне, в которой температура поверхности подходит для существования жидкой воды. Названый Ross 508 b, этот мир примерно в четыре раза массивнее Земли.

Схема планетарной системы Ross 508. Зеленая полоса представляет потенциально обитаемую зону.

Ross 508 b — первое успешное обнаружение суперземли с помощью спектроскопии только в ближнем инфракрасном диапазоне. До этого одни только эти наблюдения не были достаточно точными. Поэтому была необходима проверка другими методами в видимом свете.

"Тот факт, что первая планета, обнаруженная этим новым методом, находится так близко к обитаемой зоне, кажется, слишком хорошим, чтобы быть правдой, и предвещает будущие открытия", — сказал Бунэй Сато из Токийского технологического института.

Близость этой системы к Земле означает, что мы можем использовать телескоп Джеймса Уэбба для исследования наличия или отсутствия атмосферы у этой планеты. Если это так, то обсерватория сможет проанализировать ее состав и определить потенциал для жизни.

В последние годы этот потенциал регулярно подвергался сомнению, поскольку эти звезды, хотя и небольшие, особенно склонны к разрушительным вспышкам. Однако недавнее исследование показало, что влияние этих событий на обитаемость экзопланет вокруг красных карликов может быть меньше, чем считалось ранее.