АстрономияКосмонавтикаНовости

ЕКА представило RAMSES, миссию по планетарной обороне для полета к астероиду Апофис

Сегодня, 16 июля 2024 года, Европейское космическое агентство объявило о начале подготовительных работ для миссии RAMSES (Rapid Apophis Mission for Space Safety), которая является частью программы Агентства по космической безопасности и будет утверждена позднее.

Это миссия планетарной защиты, предназначенная для встречи с астероидом 99942 Апофис, который пролетит очень близко к Земле в 2029 году. Вероятно, она будет состоять из зонда и двух небольших аппаратов CubeSat, аналогичных миссии Hera, которая будет осуществлена этой осенью к бинарной системе астероидов Дидимос.

RAMSES изучит, как астероид Апофис изменяется под действием земной гравитации, что поможет улучшить наши возможности по защите нашей планеты от любых объектов, которые могут столкнуться с ней в будущем.

Пролет Апофиса в 2029 году

В апреле 2029 года произойдет особенно редкое событие, которое, по оценкам, случается лишь раз в 5-10 тысяч лет. Астероид Апофис диаметром около 375 метров 13 апреля 2029 года пройдет в 32 тысячах километров от поверхности Земли.

Изображение, созданное в 2024 году с помощью инструмента визуализации пролетов ЕКА, показывает траекторию астероида 99942 Апофис, когда он приблизится к Земле в апреле 2029 года и пройдет на расстоянии 32 000 км от ее поверхности.

Когда он был открыт в 2004 году, первоначальные оценки указывали на относительно высокую вероятность столкновения с нашей планетой в 2029 году. Однако радарные наблюдения и более глубокий анализ исключили эту вероятность, по крайней мере, на ближайшие 100 лет.

В апреле 2029 года, во время своего ближайшего сближения, Апофис будет на короткое время виден невооруженным глазом в ясном темном небе над большей частью Европы, Африки и некоторых районов Азии.

Это событие, столь же редкое, сколь и важное с научной точки зрения и как тест для планетарной обороны, уже давно находится в центре внимания. НАСА перенацелило зонд OSIRIS-REx, который в сентябре 2023 года доставил на Землю образцы астероида Бенну, на Апофис. Однако новая миссия, получившая название OSIRIS-APEX, достигнет Апофиса через месяц после пролета Земли.

Миссия RAMSES

Зонд ЕКА RAMSES, напротив, достигнет Апофиса до его сближения с Землей и будет сопровождать астероид во время его пролета. Таким образом, у него будет возможность наблюдать за тем, как Апофис деформируется и изменяется под действием гравитации нашей планеты, и провести глубокое исследование его формы, поверхности, орбиты, вращения и ориентации с помощью набора научных приборов.

Анализируя, как Апофис меняется во время пролета, например, если на поверхности происходят оползни или землетрясения, ученые смогут многое узнать о реакции астероида на внешние силы, а также о его составе, внутренней структуре, связности, массе, плотности и пористости.

Астероид Апофис по данным радиолокационных наблюдений.

Все эти свойства очень важны для определения наилучшего способа сбить опасный астероид с курса столкновения с Землей. А поскольку астероиды сформировались более четырех миллиардов лет назад, данные RAMSES в сочетании с данными OSIRIS-APEX также позволят получить новые научные сведения о формировании и эволюции Солнечной системы.

Оперативное реагирование

Международное сотрудничество между миссиями НАСА DART и ЕКА Hera уже демонстрирует, что человечество в принципе может изменить орбиту астероида. Однако, чтобы отреагировать на реальную опасность, мы должны быть в состоянии создать и реализовать ответные меры очень быстро.

Это продемонстрирует RAMSES, концепция миссии которого во многом использует технологии, опыт, промышленные и научные сообщества, созданные для Hera. RAMSES должен быть запущен в апреле 2028 года, чтобы прибыть к Апофису в феврале 2029 года, за два месяца до максимального сближения с Землей.

Чтобы уложиться в этот срок, ЕКА запросило разрешение начать подготовительные работы по миссии как можно скорее, используя имеющиеся ресурсы, и Совет по программе космической безопасности разрешил. Решение о том, стоит ли полностью брать на себя обязательства по осуществлению миссии, будет принято на заседании Совета министров ЕКА в ноябре 2025 года.